Автор отзыва:
Петергоф... Пожалуй самый посещаемый дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга. Но большинство из тех, кто приезжает сюда, как правило ограничиваются Верхним и Нижним парками, порой обходя своим вниманием даже Большой дворец.
Обходят вниманием и примыкающий к восточной границе Нижнего парка место постоянного летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых - «Дачу Ея Величества Александрию». Увы, я не исключение.
Залы выставки
Но, как говорится - "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе". И хотя, данная фраза имеет другое значение, в данном случае она подходит как нельзя лучше.
В Государственном Историческом музее открылась выставка "Петергоф. Сокровища российской императрицы", посвященная прусской принцессе Шарлотте, ставшей императрицой Александрой Федоровной, супругой императора Николая I и дворцово-парковому ансамбля "Александрия".
История будущей "Александрии" началась в начале XVIII века, когда А.Д. Меншиков, владевший этим участком, решил возвести здесь грандиозный загородный дворец "Монкураж" – "Моя отвага". Но... Оказался в опале, его владения были конфискованы, а дворец так и остался непостроенным. Затем императрица Анна Иоанновна открыла здесь Царский охотничий парк – Ярдгартен, но спустя время он пришел в упадок.
Новая страница истории ансамбля началась во второй четверти XIX века, когда на участке земли, получившем название «Дача Ея Величества Александрия», началось строительство «коттича» - летнего дворца императорской семьи. Все работы по проектированию и строительству были поручены Адаму Менеласу, архитектору с шотландскими корнями. Архитектор смог материализовать представления венценосной четы о «семейном гнезде», идеализированной дачной жизни в формах, отвечавших вкусам царственных особ. А. Менелас построил дворец "Коттедж" в духе модной в то время неоготики, возвёл хозяйственные корпуса, разбил пейзажный парк площадью 115 га. При участии садовых мастеров Ф.Вендельсдорфа, Н. Родионова и А. Гомбеля ему удалось создать на берегу Финского залива один из самых интересных и самобытных пейзажных парков русского романтизма второй четверти XIX века. В Александрии, в «Коттедже» наиболее полно воплотилось мироощущение человека эпохи романтизма. Здесь, по признанию Александры Федоровны, она была «счастлива, как нигде больше…».
Портрет императрицы Александры Федоровны и портрет императора Николая I
Открывается выставка большой галереей фотографий. Представленные на выставке портреты августейших супругов, их российских и прусских родственников позволяют проследить, как на протяжении жизни Александры Федоровны в России менялись ее образ, окружение и семья.
14 июня 1817 года состоялся торжественный въезд в Санкт-Петербург 18-летней принцессы Прусской Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины, невесты великого князя Николая Павловича. Через несколько дней совершился обряд миропомазания, а 1 июля, в день рождения принцессы, в российской столице отпраздновали их бракосочетание.
Девять лет спустя, 22 августа 1826 года, в Московском Кремле состоялось торжественное коронование императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. «Ангел-хранитель», «добрый гений моей жизни», «счастье моей жизни», — так Николай I называл Александру Федоровну и всю жизнь окружал её уважением и почитанием.
Кресло тронное из Екатерининского зала Большого кремлевского дворца.
Впервые Александра Федоровна переступила порог нового дома 14 июля 1829 года. А менее чем через полгода, 24 декабря 1829 года, Александрия получила герб с изображением меча, пронизывающего венок из белых роз, на фоне синего геральдического щита с девизом: «за веру, царя и отечество».
Белая роза являлась символом хозяйки дачи: в юности принцессу Шарлотту называли Бланшфлур, или белая роза, по имени героини романа немецкого писателя Ф.Де ла Мотта Фуке «Волшебное кольцо». Этот цветок олицетворял чистоту и женственность августейшей супруги.
Ветвь розами. Выполнена в качестве подарка императрице ко дню ее рождения и одновременно 35-летию супружества.
Для своего загородного дома император Николай I выбрал неоготический стиль. Интерес к готической архитектуре, с которой Николай Павлович познакомился во время путешествия в Англию в 1816-1817 годах, а прусская принцесса Шарлотта - еще в детстве в интерпретации немецких зодчих, любовь к романам В.Скотта и других авторов романтического направления стали точками соприкосновения, объединившими двух людей, воспитывавшихся в разных странах с отличными культурными традициями.
Ширма. Германия 1830-1880-е годы
В архитектурном облике и внутреннем убранстве дворца «Коттедж» воплотились их фантазии о романтических рыцарских временах и стремление создать идеальное пространство для эстетических и эмоциональных переживаний.
Картины, произведения декоративно-прикладного искусства, содержащие аллюзии к культуре той эпохи, яркая цветовая палитра тканей, вышивок изделий из стекла, украшенные гербом Александрии сервизы играли свою роль в создании средневековой атмосферы интерьеров «Коттеджа».
Гарнитур каминный: Часы готические "Руанский собор" и два канделябра.
Выбор императрицы определялся не только художественным достоинством вещей. Александру Федоровну привлекали произведения, вызывавшие определенные культурные ассоциации, как, например, кувшинчики, украшенные горельефными головками героев трагедии Гете «Фауст», или апеллировавшие к моральным ценностям, как статуэтка Жанны Д'Арк, служившей примером духовной стойкости и героической самоотверженности во имя идеалов.
Жанна Д'Арк. Уменьшенное повторение мраморного оригинала работы принцессы Марии Орлеанской, выполненного в 1837 году для Версальского дворца.
В 1835 году Николай I подарил Александре Федоровне земли, примыкавшие к восточной границе дачи Александрия. «Мыза Ея Величества Знаменская» представляла собой образцовую усадьбу, и доходного имения. Императорская семья и избранный круг придворных, родственников и почетных гостей приезжали сюда во время утренних прогулок; во дворце их угощали завтраком.
На выставке представлены фарфоровые изделия, находившиеся в Гостиной и Будуаре императрицы, художественный облик этих предметов объединяет пластический декор в виде красных коралловых ветвей.
Предметы чайного сервиза с кораллами
В греческой комнате, служившей кабинетом государыни, на рабочем столе был размещен письменный набор, выполненный в «этруском вкусе».
В этруском стиле выполнен сервиз, включавший наборы предметов для завтрака и полдника на 48 персон и чайно-кофейную часть на 24 персоны.
Умывальный набор был подарен великой гнягиней Марией Николаевной императрице Александре Федоровне на Рождество 1849 года.
В течение своей жизни в России Александра Федоровна неоднократно совершала поездки в Европу с целью пройти курс лечения на водных курортах и встретиться со своими иностранными родственниками. Важной составляющей этих путешествий были впечатления, полученные от созерцания природы и произведений искусства. Императрица готовилась к путешествиям, читая книги, рассматривая гравюры с изображением достопримечательных мест.
В книжном собрании императрицы находились издания середины XIX столетия, посвященные путешествиям. Глубокое впечатление на нее произвело путешествие по Рейну, этой колыбели германской мифологии, края живописных ландшафтов. Увиденное "будет сокровищем всей жизни моей», написала она в письме к В.А.Жуковскому. В 1845 году Императрице удалось осуществить мечту своей юности - побывать в Италии.
Texier E.A.Voyage Pittoresque sur les Bords du Rhin.
В книги, представленные на выставке можно заглянуть, полистав их на мультимедийном экране.
П.Мюссе. Живописное путешествие по Италии. Париж: издание Белен - Леприёр и Моризо. 1855 г
Впечатления, полученные во время вояжа, и привезенные сувениры давали пищу не только для воспоминаний; важной частью путешествий было последующее осмысление пережитого опыта.
Флакон
В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О. А. Кипренского, И. А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К. П. Брюллова — Ф. А. Моллера).
Ф.А.Моллер "Девушка с кольцом, О.А.Кипренский "Вид Везувия в зимнее время", Т.А.Нефф "Итальянский жанр"
Через три года после замужества Александра Федоровна отправилась в Пруссию, где в летней королевской резиденции в ее честь был дан грандиозный праздник «волшебство белой розы». Реликвии, связанные с этим торжеством, заняли почетное место в Гостиной «Коттеджа». Здесь же императрица хранила и другие сувениры, напоминавшие ей о родине, родителях, братьях, о дорогих ее сердцу местах и событиях.
Императрица Александра Федоровна на параде 14 сентября 1835 года при больших русско-прусских маневрах в Калише
В память от празднике "Волшебство Белой розы" по заказу дяди императрицы, герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, был изготовлен серебряный Потсдамский кубок.
Он был торжественно вручен Александре Федоровне в июне 1830 года. Императрица поместила его в гостиной дворца "Коттедж". Кубок украшают 127 накладныъ эмалевых гербов и щитов участников турнира. Крышку украшае серебряная роза.
Комнаты всех членов семьи в небольшом уютном «Коттедже» располагались в непосредственной близости друг от друга. Дочери - Мария, Ольга и Александра - жили во дворце до своего замужества. Сыновья - Александр, Константин, Николай и Михаил - с началом обучения получали собственные апартаменты недалеко от родительского дома. Семейные ценности имели для Александры Федоровны приоритетное значение. «счастье быть матерью есть величайшее благословение божие», признавалась она. Практически во всех помещениях на половине императрицы находились прижизненные изображения супруга, детей, братьев, сестер, невесток.
Портре Николая I. Бюст. 1830-1840-е гг.
Самые сокровенные переживания и дорогие воспоминания императрицы были скрыты от посторонних глаз. В Кабинете и Спальне она хранила портреты ушедших из жизни родных.
Александра Федоровна была глубоко верующим человеком. Она писала, что «только в религии можно найти надежду, столь необходимую нашим сердцам, когда смерть уносит любимое существо».
Новый завет
Обширная территория, включающая Колонистский и Луговой парки была любимым местом отдыха царской четы. Здесь по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера воздвигли павильоны, которые Николай посвятил своей любимой супруге. «Царицын павильон», «Ольгин павильон» и павильон «Озерки». В оформлении интерьеров окружавших павильоны садов важная роль принадлежала скульптура. Здесь выли представлены воспроизведения знаменитых античных статуй и оригинальные изделия современных мастеров. Николай лично определял выбор бронзовой кабинетной пластики для «Царицына павильона». При создании комнатного убранства павильона «Озерки» учитывались пожелания Александры Федоровны, отдававшей предпочтение нарижской фирме «Братья Сюсс».
Более 400 предметов из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дают возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
Различные предметы обстановки дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.
Дача "Александрия" создавалась Николаем I как место семейного отдыха. Таким она остается и в наше время.
Обо всем этом и многом другом расказывает выставка - "Петергоф. Сокровища российской императрицы".