Автор отзыва:
Танцевальным событием ноября стал фестиваль Grande Fiesta, проводившийся в первый раз. Генеральный партнер: танцевальные клубы GallaDance.
Танцфестивали бывают концертного типа, например Viva Flamenco или Flamencura, когда вид танца — фламенко — столь сложен, что порождает неизбежное деление на артистов и зрителей, которых большинство. И бывают фестивали социальных танцев, где все участники независимо от статуса, должности и иерархии сами танцуют.
Grande Fiesta — сальса и бачата фестиваль, то есть как раз — из последних, но его вечерняя программа была непривычно обширной. Так что тут мы увидели гибридный формат. Возможно, что у организаторов были надежды на появление по этому поводу на фестивале нетанцующих людей, но таковых можно сказать, что не было. Хотя и танцующих бачату в Москве немало — около 10 тыс. по оценке одного из преподавателей бачаты Вячеслава Хлопкова. Так что и их бы хватило, если бы… но об этом в самом конце.
Судя по архивам новостей, практически каждый отечественный фестиваль бачаты всегда желал заполучить себе в качестве спецгостей две топ-пары из Испании — и не только в Москве, но, скажем, в Тюмени, где угодно… Несмотря на то, что бачата имеет происхождение из Доминиканы, большинство ее «звезд» — из Испании, главным образом из Андалусии и Мадрида. Аналогично мировыми центром кубинской по происхождению сальсы стали США, а ангольского по происхождению модного танца кизомба — Лиссабон, а затем и Париж.
Испанцев на московском танцполе не было два года. И вот для тех, кто по ним соскучился, или как автор этих строк никогда их видел, стали событием уроки и шоу-выступления пар Марсело и Индре, Андреса и Ессики, чемпионов мира по бачате разных лет.
Испанцы летели к нам через Стамбул, не афишируя в своих соцсетях московский визит. А наших танцоров просили не отмечать их в Инстаграме.
Справочные сведения об этих парах находятся большой частью в запрещенных соцсетях, причем у Андреса и Есики (см. Andres Montoya & Yessica Gil) в Фейсбуке — 600 тыс. подписчиков, что сравнимо с самыми популярными аккаунтами других топ-бачатерос на Ютубе.
Андрес и Ессика были чемпионами мира по разных сведениям в 2017–2018 (так было объявлено на фестивале) или в 2019 году (что встречается в письменных источниках). Но я не хочу это уточнять, а упоминаю только для разгона тезиса, что они явно танцуют вместе много лет, но тем не менее погрузили окружающих в сентиментальную атмосферу своей неувядающей любви, партнерства вне танцпола. И поддержали ее особым выбором музыкальных треков: Creme de la Creme (Сливки сливок, высшая степень комплимента женщине на французском), La Reina (Королева, высшая оценка на весьма длинной шкале испаноязычных комплиментов) и Sexo con ropa (Секс в одежде, думаю, понятно, что тут речь идет о бачате).
Что можно сказать про уроки заезжих звезд? Язык мастер-классов — английский. Никто не переводит. И никто особо не вслушивается, просто смотрят. Если что-то не понятно, участники кричат: «Slowly!». А заключительные танцы-резюме показывают, что дело не только в конкретных техничных движениях, а у «звезд» есть тот «клей», который и делает танец танцем.
Еще уместно выделить очень зрелищные соревнования среди коллективов сальсы с призовым фондом в 350 тыс. руб. Исходя из количества членов команд, занявших первые три места (Moscow Mambo Women, La Bailarin, Rosa Show), можно прикинуть, что каждый участвующий танцор получил на руки примерно по 20 тыс. руб.
Для раскрутки фестиваля было нанято профильное event-агентство. К сожалению, оно не настолько погружено экосистему соцтанцев, чтобы знать телеграм и VK-каналы, которые аккумулируют информацию о предстоящих вечеринках. Так что, возможно, наиболее удачное мероприятие фестиваля — вечеринку в ночь с субботы на воскресенье посетило раза в три меньше танцоров, чем это было бы уместно. Я сам не присутствовал на ней, но известная преподавательница бачаты Дарья Макарова оценила количество присутствующих лишь в 150 человек. А площадь танцпола там была рекордной — 1000 м².
Любые конкурирующие зимой танцевальные помещения в Москве — 250–450 м², в них танцуют на вечеринках обычно 350–450 танцоров. Даже площадь открытого танцпола на Пушкинской набережной меньше — 600 м². При участии множества преподавателей и спецгостей, при наличии шоу-программы с живым звуком можно было устроить самую грандиозную вечеринку осени. Однако очень многие жаловались на отсутствие информации.
Я обратился с вопросом к VK-сообществу «Танцуем в Москве!»: «Скажите пожалуйста, почему вы не включили в список анонсов лучшую вечеринку субботы на Гранде Фиесте?». Ответ был: «Нет, всё проще: организаторы вечеринку не заявляли».
Аналогично, точнее даже хуже, вышло с докладами. Так я оказался единственным (!) слушателем доклада приехавшего из Петербурга спикера Андрея Брюховских, который 32 года танцует и 16 лет преподает танцы, и стало быть мог бы многих порадовать своим опытом.
Название «Гранде Фиеста» это перевернутое испанское выражение fiesta grande — большой праздник. (Наверное переставленные так слова лучше звучат на нашей средней полосе).
В целом всё было отлично. Настолько отлично, словно организаторы пытались не столько заработать, сколько просто подарить нам радость. Только фиеста на первый раз получилась не очень «гранде». С этим организаторам надо будет более основательно поработать следующей осенью.
Текст: Андрей Травин
Фотографии предоставлены организатором.
Организатор: Алексей Колесников
Руководитель проекта: Виктория Мысак
Чемпионы мира по бачате: Андрес Монтойя и Ессика Хиль.