85 лет в постоянных танцах

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Ансамбль Моисеева

В Государственном Кремлёвском Дворце отпраздновали 85-летие Государственного академического ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Коллектив, которому рукоплескал и рукоплещет весь мир достойно представляет многонациональную Россию. Ведь в его репертуаре есть много танцев народов России. Но и танцы народов мира тоже в ассортименте ансамбля и оттого он еще более понятен людям различных стран мира. Зрители увидели различные танцы. И русское "Лето", и "Арагонскую хоту, и аргентинский "Гаучо", и танцы народов России. Был и рок-н-ролл в постановке 1961 года. А завершился праздничный вечер блистательными и огненными "Половецкими плясками".

85 лет назад произошло событие космического масштаба. Во вселенной возникла система, притягивающая одарённость и вдохновение. Система, неизменно рождающая успех. Система Игоря Моисеева. 10 февраля 1937 года начал отчёт времени его легендарный ансамбль народного танца.

"Арагонский танец"

Что же такое система Игоря Моисеева? Особенный сценический жанр? Сложнейшая техника, драматургия постановок, философия работы и жизни? Все эти ответы верны и неполны одновременно. Система Игоря Моисеева, это глобальное пространство, рождённое из мечты одного человека и объединившая целый мир: артистов ансамбля, зрителей, искусствоведов, исполнителей танцев разных стран и поколений. В этом пространстве уже восемь с половиной десятилетий царствует один язык - язык танца, созданный его великим мастером.

"Лето"

Отточенные, практически доведённые до идеала движения моисеевцев, это универсальные слова, не требующие перевода. Всякий раз, когда над сценой взмывает артист моисеевской труппы, кажется, лучше сказать уже невозможно. Но речь не может застыть, стать экспонатом музея, и день за днём ансамбль развивает свой уникальный язык, чтобы его слова вновь объединяли и вдохновляли людей на всех континентах Земли.

Адыгейский танец "Тляпатет"

В любой системе есть своя точка отчёта. В системе Моисеева таких событий сразу несколько. И все они неразрывно связаны со словом "первый". Это слово не раз встречается на страницах 85-летней истории ансамбля. Первая репетиция первого в мире профессионального ансамбля народного танца, состоялся 10 февраля 1937 года. Первый набор в школу ансамбля состоялся в суровом 1943 году. Девять десятых выпускников школы составляют основу коллектива. Первые гастроли военных лет и, конечно, первые триумфальные выступления в Париже, Лондоне и США, сумевшие прорвать пресловутый "железный занавес". Получение первым из ансамблей народного танца звания "академический" и произведения впервые объединившие народную хореографию и классическую музыку. Первые постановки после ухода мастера, которых ансамбль под руководством народной артистки России Елены Щербаковой продолжает главную традицию, заложенную Игорем Моисеевым - дарить счастьем и излучать своим искусством свет живой души народа. И где бы сегодня не выходили моисеевцы на сцену, этот свет загорается в глазах зрителей, как загорался он когда-то в глазах счастливых свидетелей первых легендарных номеров Государственного ансамбля народного танца СССР.

Хореографическая картина "Рок-н-ролл". Постановка 1961 года

"Если в Метрополитен-Опера сезон не состоится, пусть никто не удивляется. Это значит публика в восторге разнесла театр", - ак писали нью-йоркские газеты во время первых гастролей Государственного ансамбля народного танца СССР в США. Мгновенный эмоциональный зрительский отклик стал важнейшей составляющей системы Игоря Моисеева с самых первых дней его коллектива. На выступлении ансамбля, зрители всей планеты становились и становятся не просто наблюдателями, а непосредственными соучастниками рождения чуда моисеевского танца. Их энергия объединяется с энергией ансамбля и поэтому танец возникает здесь и сейчас, становясь зеркалом времени, в котором ярко отражается душа народа.

Сюита греческих танцев "Сиртаки"

Игорь Александрович называл народный танец "поэтической народной летописью". Летописью написанной без фальши и с неприкрытыми человеческими эмоциями, рисующими историю событий и чувств. Несомненно, это один из секретов не только беспрецедентного всемирного успеха его коллектива но самого удивительного факта, что новые номера моисеевцев давно считаются в разных странах своим национальным достоянием, чудом, рождённым богатством своей вдохновенной земли.

Одноактный балет "Половецкие пляски"

Фото: Михаил Брацило / Москультура
 

Раздел: 

Метки: