Автор отзыва:
В современной Москве многие промышленные предприятия сейчас становятся модными кластерами, где творят художники. располагаются различные студии, салоны. Одним из таких новомодных культурных кластеров стала территория бывшей бумажной фабрики в переведеновском переулке. На её базе функционирует Центр творческих индустрий Фабрика. Но одним из важнейших искусств в городской среде является искусство стрит-арта. И вот такой проект на "Фабрике" представила художник Марина Звягинцева. И называется он - Карта памяти
Проект "Карта памяти" является путешествием по Фабрике, который показывает и рассказывает его историю. Если мы посмотрим сверху, то увидим огромную материнскую плату с ячейками, в которых находятся файлы. Путешествуя по этой плате мы проникаем в файлы системы "Фабрики" и изучаем её изнутри.
02.
Марина Звягинцева: Я давно придумала такую историю про культурный код, который находится у нас под ногами и который мы невольно считываем. Первый культурный код я попробовала в Тимирязевском районе рядом с галереей "Ковчег". Потом я долго искала площадку,которая была бы более насыщена разными пластами. Центр творческих индустрий "Фабрика" имеет глубокую историю начиная с XIX века, когда здесь была фабрика технических бумаг, а в 2005 году фабрика превратилась в арт-кластер. Сейчас здесь есть выставочные залы, здесь проходят разные коммерческие и некоммерческие проекты, здесь есть мастерские для художников, есть несколько программ для поддержки художников. В этом году директор Фабрики получила премию Монблан за поддержку искусства.
03.
И я предложила эту историю под названием "Карта памяти", сделать видимой историю этой фабрики. В этой плате зашифрована вся информация о том, что на Фабрике было, что происходит сейчас. Первая входная группа - это слова "Творчество" и "Свобода". Это два смыслообразующих направления, которые я сама предложила, как человек, который смотрит на Фабрику со стороны. А дальше все остальные ингридиенты добавлял уже коллектив Фабрики. Они выбирали слова. Мы эти слова долго размещали по территории и в результате получилась своеобразная культурная навигация, которая начинается с истории Фабрики. Дальше идёт часть про производство. То есть это цех, типография, бумага. На самом деле Фабрика, которая производила бумагу, сама сейчас превратилась в такой большой лист бумаги. То есть, если посмотреть с квадрокоптера то видно, что это огромное полотно, которое находится под ногами людей, которые сюда приходят. И вся история Фабрики считывается как на бумаге.
04.
Дальше история постепенно переходит в то, что происходит с Фабрикой сейчас. Это художники, мастерские, видеоарт, граффити, всё, что имеет отношение к современному искусству. Около второй проходной собраны все ценности Фабрики. Это сообщество, коллективность, товарищество, всё то, что они считают для себя важным. Когда это находится под ногами, это не выглядит очень пафосно, а это выглядит как зашитая внутри человека программа действий. Эта инсталляция не просто рисунок на асфальте. Она включает в себя также и строение Фабрики, и людей, которые сюда приходят. Это инсталляция 5D и она занимает площадь 4500 квадратных метров. Сюда ушло, примерно, 125 килограммов краски. Это дорожная краска, которая не стирается.
05.
Я думаю, что это история на несколько лет, и она ещё будет обновляться и менять атмосферу этого места".
06.
После экскурсии по территории Фабрики состоялась оживлённая дискуссия на тему стрит-арта. Поднимался вопрос, почему же его нет в Москве и России. Было высказано мнение, что это из-за политики. Ну не могут наши серые чиновники принимать красивый стрит-арт. И, буквально пару дней назад, вандализм чиновников с работой Покраса Лампаса в Екатеринбурге тому подтверждение. У самой Марины закрасили арт-объект "Пульт управления информацией "Как ни крути". Причём даже не в городе а в арт-постранстве Артплей.
07.
Также хочу отметить, что нет у нас своих Banksy, которые могли бы ночью, не боясь полиции создать красивый уличный шедевр. Вот такая политическая ситуация, к сожалению. Природный гранит закрашивают серой краской, природный камень закрашивают серой краской как это сделали в "Яме". Ещё осталось заставить всех серые френчи носить, как в Северной Корее и будет всеобщая благодать.
08.
Но всё равно современное искусство пробивает себе дорогу. Всеобщая глобализация, мгновенный обмен информацией, смешение культур, ну невозможно это запретить, как нельзя запретить саму природу.
09.
10.
11.
А у Марины Звягинцевой был в этот день День Рождения. Что может быть лучше в такой день, чем провести экскурсию по собственной выставке и отметить его над Москвой, на крыше ЦТИ "Фабрика". Дорогая Марина, поздравляю тебя с Днём Рождения и желаю тебе новых творческих проектов, новых стрит-арт-инсталляций. И чтобы ни одна серость не закрашивала их!!!
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Фото: Михаил Брацило / Москультура