Кислотный диджей или Россия, которую мы потеряли

Автор отзыва: 

Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток. Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию. В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.

Очередной анализ Недоросля найденный на просторах.

Скажите, друзья мои, только скажите честно – прочитав подобное описание, вы бы пошли смотреть такой спектакль? Нет, я ничего не имею против классицизма и прочей назидательности, но вот ещё раз спрошу – вы пойдёте смотреть на вещающих со сцены занудные прописные истины актёров? И вроде бы действительно правильные вещи говорятся, вроде бы молодёжь должна внимать с почтением и благоговением, но…

Помните, в физике существует понятие «идеальный газ»? Это газ, которого никто не видел, потому что его просто не существует в природе. Но при этом на характеристиках этого самого идеального газа построена минимум половина термодинамики. И не спрашивайте меня, как мы все ещё живы. Сам удивляюсь.
Так вот, «Недоросль» - это тот самый идеальный газ, только в литературе. Две краски, чёрная и белая, зло гарантированно наказано (и зачем, спрашивается, растягивать этот процесс на пять действий?), в конце Герой произносит финальную убийственную фразу™, а зрители, увидевшие на сцене самих себя, должны устыдиться, испытать катарсис и выйти из зала просветлёнными.
И вы до сих вот этого вот всего вот хотите? Я – нет.
И тут возникает следующий вопрос – а что такой изысканный и просвещённый господин как я, делает на таком ужасном представлении? Опять шипеть и плеваться, исходить ядом и пугать своих спутников неконтролируемыми приступами любви к человечеству?
Но оставьте вопросы, друзья, и вспомните, куда мы пришли. Мы пришли в Театр у Никитских ворот , а это значит, что скушно не будет.
Уже приготовились к пяти действиям? Хе хе! В этой постановке их только два, текст оригинала основательно сокращён, Кутейкин и Цифиркин вообще не появляются на сцене, но на мой взгляд это не изменило общую сюжетную линию. Потому что речь пойдёт о том, как… Но об этом чуть позже. Сначала немного о действующих лицах и исполнителях.

Ирина Львовна Морозова, заслуженная артистка РФ, помещица Простакова. Не знаю, насколько фамилия персонажа должна соответствовать характеру, но здесь о простоте и речи не идёт. Недостаток образования – может быть, он не простота. Ей бы в молодости получить степень МВА и тогда… Но увы, жаль королевство маловато, приходится действовать в пределах имения.

Александр Геннадьевич Бычков, помещик Простаков. Блестяще оттеняет свою властную супругу, своего мнения не имеет, но где-то в глубине его души сохранился тот фрик и гик, которым возможно был в молодости. Сам по себе персонаж никакой, но в паре с женой… Такого прекрасного актёрского дуэта я не видел уже очень давно.

Андрей Константинович Молотков, заслуженный артист РФ, режиссёр-постановщик спектакля, он же Стародум, человек со сложной судьбой. Персонаж получился неожиданный, но сыгранный так, что даже не знаю, как это описать и какие слова почтения и восхваления найти.

Татьяна Кузнецова, Еремеевна. Всегда оказывается в нужном месте в нужное время. И вообще, у меня сложилось впечатление, что если бы не она, до имение бы просто рассыпалось.

Михаил Озорнин, Правдин. Чиновник, представитель государства, надёжа и опора, слегка «человек в чёрном». Наслаждается своим положением и властью, в общем типичный silovik. Персонаж положительный, но всё же скорее живой.

Станислав Федорчук, Милон. Настолько положителен, что и нечего рассказывать. А сыграть так… Это надо уметь.

Софья. К сожалению я не купил программку, а на сайте театра указана другая актриса. Но это не страшно, потому что со своей задачей - светить личиком - юная леди справилась блестяще. А большего от неё и не требовалось.

Антон Бельский. Скотинин. Мне нечего добавить к тому, что вы видите на фотографиях. Сыграно блестяше и не без иронии.

Денис Сарайкин, Вральман. Он прекрасен! Такой обаяшка-сердцеед, что просто ой всё.

Никита Заболотный, собственно Недоросль. Хорош, очень хорош, но на мой непросвещённый взгляд несколько теряется на фоне своих именитых партнёров. Хотя возможно мне это только показалось.

Константин Иванов, портной Тришка. Самая маленькая, но самая важная роль в этом спектакле. Чуть позже я расскажу почему.

А теперь давайте поговорим, о чём эта песня.
Сюжет до боли знакомый, крупная собственница несколько потеряла берега, о чём дошли слухи «куда надо»(тм), и оттуда приехал чиновник, дабы расследовать и покарать. Совершенно случайно рядом оказывается другой silovik из соседнего ведомства, да ещё и с воинской командой под руками. Как говорит один человек из телевизора, «Совпадение? Не думаю…»
А тут ещё любовная линия… И финансовая… И всё переплетается… Да кто же будет спорить, что выгодная женитьба есть способ улучшить свои дела? Это было тогда, это есть сейчас, это будет и завтра. Но внезапно выясняется, что невеста не хочет выполнять волю опекунов, а хочет за военного, красивого и здоровенного. А если вспомнить, что по книге у Милона дядюшка граф и при чинах, и перспективы у Милона вполне себе имеют место быть, то почему бы и нет? А тут ещё Стародум с мильёном в мешке за плечами… Шоб я так жил. Да.
А дальше начинается скушная интрига, которая и не интрига вовсе, а так, демонстрация образцовой человеческой глупости и недальновидности, собственно то, ради чего и задумывалась эта пьеса. Но с вашего позволения я пропущу это «на перемотке» и вернусь к главным деталям сюжета.
Что произошло? Всё как обычно. Столичный silovik при поддержке другого silovik’a изымает имение Простаковых (кстати, насколько я помню, без решения суда), поставил всех на колени и заставил просить прощения чуть было не написал «на камеру». Митрофанушка расходится с матерью, семья выброшена на улицу, зло наказано, все счастливы. Хеппи энд и поцелуй на фоне заката.

Нет, я не буду спорить с тем, что семейство Простаковых нуждалось в определённом внешнем воздействии, может даже в таком жёстком внешнем воздействии. Я просто очень не люблю, когда людей ставят на колени. Люди – материал сложный, с ними надо работать, их надо учить и воспитывать, а если и наказывать, то так, чтобы было понятно за что и чтобы наказание вело к исправлению. Хотя о чём я? Милон сможет открыть перед Простаковыми какие-то новые горизонты будущего? Или Правдин, откровенно наслаждающийся своей властью?
Вы помните, что я говорил о самой важной роли в этом спектакле? Так вот, на вопрос «о чём эта песня?» я отвечу, что главное произошло, когда Тришка обнял ноги Правдина. Раб нашёл себе нового хозяина. И это страшно, потому что ничего с тех пор не изменилось.

Мораль. Классические произведения надо читать и перечитывать. Найдёте для себя много интересного… Хехе.

Раздел: