Гамлет в ЦАТРА

Автор отзыва: 

Трагическая история Гамлета, принца Датского.

Как говориться, вот так «начнёшь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ». Перед тем, как начать эту рецензию, я пролистал некоторое количество источников и критических материалов с целью получить ответ на простой вопрос – who are you, mister Hamlet?

Неудавшийся престолонаследник? После свадьбы Гертруды и Клавдия трон недостижим для героя как минимум до кончины действующего короля.
Или коварный и циничный заговорщик, разыгравший сложнейший «хитрый план и многоходовочку» с целью свержения короля?
Или просто человек, который увидевший обман со стороны близких, человек, у которого обрушился весь его мир со всеми традициями и прочими скрепами? И от этого сошедший с ума?
Я пытался найти логическое объяснение происходящему, я пытался найти смысл в действиях и побуждениях героев, но в какой-то момент оставил эту непосильную задачу, просто отдавшись во власть рассказанной мне со сцены истории.
Знаете, чем хороши постановки в ЦАТРА? Они хороши своей «академичностью», история рассказывается «как есть», без каких-либо особых изысков, без «наворотов», без излишнего осовременивания. Минимум декораций, минимум спецэффектов (а если они и были, то ненавязчивы и уместны), всё держалось только на актёрском мастерстве и тексте великого Шекспира. Зрителю же оставалось только наслаждаться происходящим…
И вот тут я вынужден вступить в небольшой спор с воображаемым критиком. Перед походом в театр мне удалось услышать весьма нелестное мнение о спектакле. Мне было сказано, что актёры переигрывали, что Гамлет-актёр слишком стар для своего персонажа, что он «какой-то нервный и вообще сильно психический». Насчёт переигрывания скажу честно – не заметил, а вот насчёт Гамлета… Да боже ж мой, выпустите на сцену хоть Шварценеггера, и если я поверю, что передо мной не «железный Арни», а именно Принц Датский, то какая разница, насколько актёр, играющий роль, отличается от идеального образа? Это же театр, друзья мои, это магия и иллюзия!
А «сильно психический»… Ну да. И если я правильно помню первоисточник, то именно так и должно быть, достаточно вспомнить разговор принца с Горацио, Марцеллом и Бернардо.
Как странно бы себя я ни повел,
Затем что я сочту, быть может, нужным
В причуды облекаться иногда, -
Что вы не станете, со мною встретясь,
Ни скрещивать так руки, ни кивать,
Ни говорить двусмысленные речи,
Как: "Мы-то знаем", иль: "Когда б могли мы",
Иль: "Если б мы хотели рассказать",
Иль что-нибудь такое, намекая,
Что вам известно что-то; так не делать -
И в этом бог вам помоги в нужде -
Клянитесь.

Изучение матчасти иногда весьма способствует правильному восприятию, не так ли?
Ну и наверно пора сказать главное. Рекомендую ли я спектакль к просмотру? О да, несомненно рекомендую. Если вы хотите почувствовать тот самый «шекспировский дух», если вы хотите увидеть театр «как в старой доброй Англии», то идите и смотрите. Не пожалеете.
Я не буду выделять отдельных актёров, потому что они все были хороши и все делали то, что должно и так как должно, составляя единую картину. Подробную информацию о составе можно найти здесь.

Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана;
Будь призван он, пример бы он явил
Высокоцарственный; и в час отхода
Пусть музыка и бранные обряды
Гремят о нем. -
Возьмите прочь тела. - Подобный вид
Пристоен в поле, здесь он тяготит.

Раздел: