Сокровища Царского Села

Аватар пользователя Анна

Музей-заповедник "Царское Село" - один из самых величественных дворцово-парковых ансамблей императорской России, уникальное собрание исторических ценностей и произведений искусства мирового уровня.

Специально для выставки в Москву привезли не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и из коллекций, которые хранятся в фондах музея-заповедника "Царское Село".

-2

Основная часть отобранных для выставки предметов, а это более 500 экспонатов, находится за пределами посетительских зон музея и представлена публике впервые. Более того, в соответствии с концепцией экспозиции у посетителей есть уникальная возможность познакомиться с произведениями различных видов искусства, обратив пристальное внимание на их художественную ценность, в то время как в стенах дворца эти предметы составляют масштабные комплексы, затрудняющие восприятие отдельных артефактов.

На выставке можно увидеть драгоценные предметы из знаменитой Янтарной комнаты, коллекции фарфора и стекла, произведения живописи, уникальную авторскую мебель, экипажи, а также предметы знаменитого ювелирного Нарышкинского клада.

И.Н. Никитин. Портрет Петра I. Россия, Санкт-Gетербург, 1715 - холст; масло<br />
Gортрет интересен как пример новой для россии начала XVIII в. светской живописи. художник<br />
сделал главный акцент на образе`царя-триумфатора. Традиции русской живописи соединились<br />
в работах Никитина с чертами западноевропейского придворного искусства.

Значительная часть выставки продемонстрирует личные вещи русских императоров и императриц (костюм, аксессуары, оружие, предметы ежедневного и парадного обихода), портретную живопись (например, знаменитый портрет Петра I работы И.Н. Никитина, портрет Елизаветы Петровны кисти В. Эриксена); произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции "Царского Села" ("Сибилла Либийская" Гверчинно и "Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом" Н. Берреттони XVII века, ряд пейзажных работ XVII - XX веков, принадлежащих творчеству П. Поттера, Я.-Ф. Хаккерта, К. Лабрупци, Айвазовского И.К., Бельского А.И.)

В. Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны. Рроссия, санкт-петербург. 1757 - холст; масло<br />
Вигилиус Эриксен приехал в Санкт-Петербург в 1757 или 1758 г. Одной из первых российских работ художника стал портрет императрицы Елизаветы Петровны.<br />
С 1762 г. - придворный живописец Екатерины II. Портрет некогда находился в гостиной церковного флигеля, а ныне украшает парадную голубую гостиную Екатерининского дворца.

В первом зале выставки представлен уникальный макет Большого Царскосельского дворца, созданный в 1740-е годы русским архитектором А. Квасовым, занимавшимся перестройкой небольшого дворца Екатерины I, первой хозяйки Царского Села. Также в зале представлены живописные и акварельные виды Царского Села в первые десятилетия его существования.

-6

Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, скульптурой и сервизами.

-7

Один из них, названный "Рафаэлевский", является персональным заказом императора Александра III специально для Царского Села. В основе его художественного решения лежат знаменитые росписи Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца.

-8

Впервые на выставке не как обстановочные объекты, а уникальные образцы коллекции мебельного искусства представлены предметы из исторической собрания Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца, многие из которых не имеют аналогов в мировой художественной практике.

-9

Среди них стол, украшенный серебром (1780-е гг.), изготовленный в мастерской А. Барбазана, принимавшего участие в отделке личных покоев Екатерины II.

-10

Ломберный стол восточной работы, инкрустированный перламутром и черепахой.

-11

Знаменитый комплект мебели из лазурита, предназначенный для Лионской гостиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, изготовленный на Петергофской гранильной фабрике по проекту знаменитого архитектора И. Монигетти.

-12

Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание восточного искусства - лаки, шелка, изделия из камня, расписной китайский и японский фарфор XVII-XIX вв.

-13

На выставке можно будет увидеть шкатулки и вазы резного красного лака, резную и бронзовую пластику, японскую и китайскую лаковую мебель, лаковые и эмалевые панно, в том числе украшенные каллиграфией.

-14

Особая коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII - начала XVIII века: шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода.

-15

Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979-2003 годах.

-16

Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря, сформировавшаяся в резиденции за полтора столетия существования Янтарной комнаты, была вывезена в эвакуацию и сохранилась.

-17

Один из разделов выставки включает произведения ювелирного искусства XVIII - начала XX века, в том числе, созданные фирмой Фаберже, в мастерских П. Овчинникова и И. Хлебникова.

-18

Одна из крупнейших в России коллекций придворных экипажей находится в "Царском Селе". Впервые на выставке в Москве представлены детские коляска и беговые сани, а также сани для взрослых, украшенные золочением и обитые парчой.

-19

Специальный раздел выставки посвящен русским военным мундирам, представленным в музейном собрании во всем многообразии. Наряду с мундирами императоров и великих князей в коллекции хранятся детские мундиры царственных наследников и дамское мундирное платье императриц и великих княжон.

-20

Одно из них - шефское мундирное платье Екатерины II по форме Лейб-гвардии Семеновского полка, выполненное из бархата с отделкой из золоченого галуна.

-21

Военная тема продолжается демонстрацией оружия из коллекций Александра II, а также подарков, которые получали великие князья и императоры: сабля «зульфикар», подаренная наследнику цесаревичу Александру Николаевичу, охотничий кинжал Николая II, полученный от императора Германии Вильгельма II, адмиральская сабля, преподнесенная королем Великобритании Эдуардом VII.

-22

Впервые в Москве демонстрируются два доспеха Радостного и Печального рыцарей, которые были изготовлены для траурной процессии похорон императора Александра I.

-23-2

Живописный ряд выставки украсят два полотна работы знаменитого Карла Брюллова. Одно из них «Святая царица Александра, возносящаяся на небо» является иконой - портретом великой княгини Александры Николаевны, любимой дочери императора Николая I, умершей в юном возрасте. Другое «Дафнис и Хлоя» демонстрирует малоизвестную грань творчества Брюллова и представляет реализацию его таланта в мифологическом жанре живописи, тема которого сфокусирована на сюжете древнегреческого пасторального романа. Это произведение будет впервые показано в Москве в Историческом музее.

-24

На выставке представлена часть знаменитого клада, обнаруженного в особняке Трубецких-Нарышкиных в Санкт-Петербурге в 2012 году. Часть этого клада была представлена на выставке в Царском селе несколько лет назад.

-25

Самостоятельный блок выставки посвящен художественной бронзе. Отличительной особенностью работ петербургских мастеров первой трети XIX века, ставшей в Европе визитной карточкой отечественных бронзовщиков, является использование малахита, залежи которого были обнаружены на Урале.

-26

К таким изделиям относятся парные канделябры и вазы в форме кратеров, сочетающие яркое звучание золота и насыщенный изумрудный цвет минерала из личных апартаментах вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. На сочетании цвета малахита и золоченой бронзы строится декоративный эффект предметов из письменного прибора, предназначенного для рабочего стола Николая I в Александровском дворце.

-27

Произведения из стекла представлены предметами, принадлежавшими императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II.

-28

В круг других артефактов из этого материала вошли готический сервиз Императорского стеклянного завода первой половины XIX века, декор которого строится на сочетании бесцветного и кобальтого стекла. Этот декоративный прием получил широкое распространение в изделиях завода в эпоху увлечение искусством Средневековья.

-29

К более позднему периоду – второй половине XIX – началу XX века относится предмет в восточном стиле (туркери) по проекту знаменитого русского архитектора И. Монигетти – графин, украшенный полихромными эмалями и рельефными имитациями драгоценных камней, а также авторская продукция ведущих французских мануфактур Э. Галле и братьев Дом, возродивших технологию многослойного стекла и пропагандировавших флоральное направление модерна, сопровождавшегося девизом «Назад к природе».

-30

К числу уникальных предметов относятся декоративные парные вазы классицистических форм этого же производства, расписанные золотом по зеленому фону и дополненные прочеканенной золоченой бронзой. Они датируются первым десятилетием XIX века.

-31

Среди экспонатов - уникальная шкатулка, принадлежавшая Императрице Александре Фёдоровне (урожденной Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской), супруге Императора Николая I. На крышке запечатлен Фрайенвальде - загородное имение королевы Фредерики Луизы, бабушки принцессы Шарлотты. Шкатулка хранит тайну украшающих ее камней: бирюзы, жемчуга, сапфира, хризолита, изумруда и лазурита.

-32

Выбор именно этих самоцветов связан с домашними именами братьев и сестер императрицы Александры Фёдоровны. у ее родителей - королевы Луизы Мекленбургской и Фридриха Вильгельма III было семь детей. В 1795 году родился первый сын - Фридрих Вильгельм: его домашнее прозвище «камбала» (или по-французски «Turвот»; первая буква соответствует французскому названию бирюзы «turquoise»). В 1797 году - Вильгельм (жемчужина или «perle», что также означает coкровище). В 1798 году родилась Шарлотта (камeнь сапфир или saphir соотносится с детским прозвищем «schneeweisse blume», то есть «белый цветок»). В 1801 году - Карл (камень хризолит или chrisolit). В 1803 году на свет появилась Александрина (камень изумруд или smaragd сooтносится с детским именем принцессы - Сандра). В 1808 году - Луиза (камень лазурит или lazurit). В 1809 году родился последний ребенок пары - принц Альбрехт, не отмеченный в шкатулке. вероятно, предмет был сделан в Пруссии в 1808-1809 годах. до его рождения для самой Луизы Мекленбургской. Шкатулку на память о безмятежном детстве в загородном доме бабушки подарил Великой княгине ее старший брат Фридрих Вильгельм во время своего первого визита в Россию летом 1818 года.

-33

Это лишь малая часть великолепной коллекции Музея-заповедника "Царское Село", которая сегодня открывается в Государственном Историческом музее.

Выставка продлится до 13 апреля 2026 года. Но... не стоит откладывать ее посещение.

Раздел: 

Метки: