Театр - это двери в новый, непостижимо прекрасный мир

Аватар пользователя Анна

19 мая на Малой сцене МТЦ «Вишневый сад» п/р А.Вилькина с большим успехом прошла премьера спектакля «Наедине» по пьесе Софьи Прокофьевой «Разговор без свидетеля».
Постановка, созданная талантливым режиссёром Елены Поповой , стала прекрасным событием для  театра и, конечно, культурной жизни столицы. Спектакль рассказывает историю о любви, предательстве и поиске ответов на вечные вопросы.
С Софьей Леонидовной Прокофьевой, пьеса которой легла в основу спектакля побеседовала Светлана Сухотина

- Где Вы черпаете своё вдохновение для новых работ?

С.П. - Всегда по-разному. Например, для этой пьесы «Разговор без свидетеля», мне сюжет подсказала сама жизнь. Человек с аналогичной судьбой  и стал героем этой драмы.

(Другое дело - сказки. Чаще всего они приходят сами собой и исчезают незаметно. Путь их проследить невозможно).

Ко всему прочему можно добавить, что эта пьеса была поставлена и в Париже, и в Хельсинки (небольшой театр), и в Южной Америке.

  - Главные герои. Он – отрицательный герой, она – положительная героиня.

С.П. - Я так и мыслила на противопоставлении: свет и тень, лунный блеск и мрак. В начале, действие развивается как бы замедлено, даже буднично. Какие-то случайные воспоминания, пустые незначащие намеки...

Она видит в нем слабого, но доброго человека, предельно озлобленного жизненными сложностями. А вот он подозревает ее чуть ли не во всех смертных грехах: в хитрости, в вероломстве, в скрытности, в умении строить тайные, далеко идущие планы. Пружина сжимается до предела, наступает момент, когда она справляется с сокрушительной силой трудностей, озаряя все светом истины.

- Воспоминания о той любви, которой больше нет. Как они влияют на сюжет?

С.П. - Это несомненно важный момент в развитии сюжета. Когда-то давно, он несомненно любил ее и все могло быть иначе. Но это чувство погасло или затихло глубоко. Он никого не любит. Ни свою дочку Наташу, ни свою юную жену Светку. Он уже давно утратил дар любви. Для него  становится важнее другое: блестящая карьера, которую сулит ему практичный брак с дочкой академика. А что остальные? - «Не мешайте, только не мешайте!»

 - Софья Леонидовна, как Вы поняли, что писатель – это Ваша профессия?

С.П. - Это было не просто. Остались позади школьные годы. Я писала стихи и моим любимым поэтом был Осип Мандельштам. Начало пятидесятых.         Это были годы чудовищной травли величайшего поэта Бориса Пастернака. Я писала в это время «Античный цикл». Странные стихи, под несомненным впечатлением творчества О. Мандельштама. Могла ли я думать о литературном институте? - Конечно, нет. Я немного рисовала. Отец мой, замечательный художник Леонид Фейнберг взялся подготовить меня в художественный институт имени Сурикова.Так я и стала художником - графиком.

Я считаю великой жизненной удачей, что в эти годы мне посчастливилось познакомиться с Борисом Пастернаком и, он тепло, благожелательно отнёсся к стихам юного автора. 

Я стала бывать у него в Лаврушенском  и в Переделкино. Однажды, Борис Леонидович мне сказал: «Вы будете всю жизнь писать стихи, но вы станете писать по-другому, а может быть вас увлечет что-то иное - не противьтесь этому...»

В это время я и начала писать свои первые сказки и мне открылся такой заманчивый и влекущий к себе мир чудес и фантазий. К тому же, в то время этот жанр был наиболее защищен от когтистой лапы критики. Впрочем, моя сказка - «Ласкутик и облако» буквально подверглась уничтожению. И меня целых два года не печатали.

- Сказки и легенды. Ваш вклад в них, как переводчика.

С.П. - Я много работала в соавторстве с прекрасным поэтом Генрихом Сапгиром. Мы в одно и то же время пришли в детскую литературу и в издательство «Малыш». Наша совместная работа с годами превратилась в глубокую творческую дружбу. Мы с полуслова понимали друг друга, а наши споры всегда кончались смехом и шутками. Помню, мы с ним писали веселую и озорную пьесу для детей «Кот в сапогах». Помню, как спросила у Генриха: «У тебя кот идет по замку людоеда? - Идет. - Серьезно ответил он. - А откуда он вышел? Справа или слева? - Конечно,  слева! - Вот, ты и ошибся. - Смеялась я. - Кот вышел из из-за правой кулисы!»

У меня в жизни было много счастливых моментов, прекрасных друзей. Вера Николаевна Маркова. Не просто друг, с ней, мы породнились, ведь она была второй женой моего отца. (Известно, что братья Гримм ненавидели свою злую мачеху и потому, в их сказках так много злых королев, ведьм и колдуний). Я бесконечно любила и ценила Веру Николаевну. С ней мы пересказали большой цикл западно-европейских легенд. Всю классику. Я уверена, что Вера Маркова войдет в число самых замечательных поэтов Серебряного века. С нежностью вспоминаю я лампу под зеленым абажуром и ее стол, заваленный книгами. А в моих сказках так часто встречаются умудренные опытом добрые королевы и щедрые, веселые колдуньи.

- Работа над книгой. Как обычно Вы пишите каждую новую историю?

С.П. - Только ручка и бумага. Я никогда не пользовалась печатной машинкой. Мне это больше всего нравится и помогает моему творчеству.

 Елена Щукина, Алексей Щукин. Фотограф: Елена Киселева 

 

 - Что для Вас театр?

С.П. - О, очень многое!

Для меня первое воспоминание о театре – это «Синяя птица». Помню: были высоко и мне приходилось вставать на цыпочки или перегибаться через перила, чтобы увидеть, что происходит на сцене. И как-то сразу, после этой постановки, я на всю жизнь полюбила театр. Для меня, это были, как бы открытые двери в новый, непостижимо прекрасный мир.

 - Какие слова напутствия, пожелания режиссеру, актерам Вы могли бы сказать перед премьерой спектакля «Наедине»?

С.П. - Они профессионалы, поэтому я  могу пожелать им только успеха, чтобы они ставили то, что им интересно, чтобы каждый мог воплотить на сцене свою мечту. Потому что, как мне кажется, у каждого актера есть заветная мечта, не всегда совпадающая с его амплуа, поэтому я желаю каждому из них найти своего героя на сцене.

 

Автор: Светлана Сухотина

 

Раздел: