Автор отзыва:
Вчера, после небольшого перерыва, для посетителей открыл свои двери обновленный музей Рериха в "Усадьбе Лопухиных". Не просто открытие, а презентация грандиозной выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" и нового филиала Государственного музея Востока. Выставочный проект представил около 190 произведений из собраний Государственного Русского музеея, Государственной Третьяковской галереей, Государственного музея Востока, а также Музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Начну с самой усадьбы. Впервые большие двухэтажные каменные палаты на подклете упоминается в 1689 году, когда оно было подарено боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром I после свадьбы с дочерью Лопухина Евдокией. После череды нескольких хозяев усадьбу в начале XIX века приобретает графиня В. А. Протасова. Для новой владелицы восточный фасад главного дома был украшен увенчанным треугольным фронтоном шестиколонным коринфским портиком, дошедшим до настоящего времени.
К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного, фундамент главного дома просел, в результате чего стены покрыли трещины. От ограды середины XVIII века остались лишь фрагменты. Исходная внутренняя планировка и оформление к этому моменту были утрачены.
Первый проект реставрации главного дома был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился Центр-Музей им. Н. К. Рериха.
В середине 2010-х было много споров о деятельности Центра-Музея им. Н. К. Рериха, которую относили даже к псевдохристианским сектам. Да, там были представлены работы художника, но многие напрвления их деятельности совместить с культурой было сложно. И вот, благодаря вмешательству Министерства культуры Российской Федерации и ряда судебных решений Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке стала Филиалом Государственного музея Востока.
В первом зале Усадьбы Лопухиных играет классическая музыка и все ждут открытие выставки "Николай Рерих. Восхождение". Рерих никогда не был обделен вниманием. Выставки проходили регулярно, но многие работы Николая Константиновича, представленные в залах, никогда не выставлялись вместе, даже если были задуманы художником, как единое целое.
Несколько коротких выступлений и залы нового московского музея будут открыт для гостей.
Так как Николай Рерих не только русский, но и индийский художник собравшихся поприветствовал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России.
И вот, заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, Директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку. Выставка открыта. Теперь все желающие могут ознакомиться с экспозицией.
Представлены работы, рассказывающие об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч.
Св. Сергий Радонежский, Мадонна Ориламма и Св. Франциск Ассизский находятся в собраниях разных музеев, хотя задуманы автором, как триптих.
Примечательно, во время знаменитых "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.
У Св. Софии, по моим наблюдениям, гости задерживались дольше всего.
Выставку посетил заместитель министра культуры РФ Владиммир Аристархов.
Скоро большие новогодние выходные, и если вам не чуждо искусство, запланируйте посещение выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" в новом филиале Государственного музея Востока. Честно, не пожалеете.
Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4.
Автор и фото: Дмитрий Бердасов