На прошлой неделе впервые побывала на перформанс-лекции «Победа над солнцем» опера А.Крученых и М. Матюшина в галерее Веллум. Необычный формат в необычном месте.
Наверное эта перфоманс-лекция самая неожиданная за последнее время. Перед этим меня почти также поразил спектакль "Записки сумасшедшего. В ожидании Го." Это когда что-то такое неожиданное касается тебя, что вроде ожидал, но случилось другое.
Вечер для меня вообще был удивительный. Неожиданная тишина когда вышла из метро в сторону парка Зарядье, потом узкий проход среди "лесов" около Гостиного двора. Идёшь и тут уютный уголок куда ныряют просвещенные. Уютная галерея-аукционный дом "Веллум" , вроде открыт для всех, но приходят только "свои". Небольшое арт-пространство, но при этом какое-то кричащее нужной эпохой.
Пауза культурная перед началом, есть место общению, кто-то скажет старомодно, но классно. На стенах сплошь современники авторам этой оперы.
Вот уже неделю осмысливаю услышанное. Отдельная загадка как они: Крученых, Матюшин, Малевич, - ее смогли придумать! На даче, троем! Их образ никак не вяжется с новым миром, отречением от всего прошлого, будетлянами, новым языком заумь. Во многом идеи отраженные в этой опере определили их жизнь. Малевич явно в противовес Солнцу создал Чёрный квадрат. Чистая логика солнце - желтое и круглое, что ещё может быть противоположностью?! Но их не поняли, а как вообще понять.
Они опередили свое время даже не знаю насколько. Если учесть, что интерес к их творчеству произошёл только в 80-х то на большую часть века. Они как фантасты прошлого придумали другую вселенную.
Я очень далека от творчества Малевича, сюпрематизм тем более. Наверное кубизм наконец прочувствовала на выставке в "Рабочий и Колхозница" Ульяновского музея через керамику Пикассо, видно все познается в соответствующем возрасте. А уж заумь далась совсем сложно. Только благодаря невероятному чтению актера Сергея Фролова получилось ближе погрузиться в этот мир. А ведь в тексте даже знаков препинания нет. Музыкальное сопровождение Филиппа Нобеля с ансамблем «L'esprit du vent» немного разряжало обстановку и давало возможность переварить "деймы" оперы. Очень хочу увидеть оперу и костюмы Казимира Малевича, вроде идёт в в Театре Стаса Намина.
Прикоснуться к печатной версии оперы 1913 года отдельное удовольствие, там эскизы Малевича и пролог написанный Крученых. Когда вокруг еще висят работы Конёнкова, Коровина, Матюшина, Бурлюка получается отдельное настроение. Благодарю Любовь Агафонову за лекцию погружение и создание атмосферы вечера.
"Культурная среда. Веллум" продолжается, так что следите за афишей на сайте ВЕЛЛУМ галерея и аукцион