В музее-заповеднике «Царицыно» 3 августа открывается выставка, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана. В экспозиции — более 300 предметов, от археологических находок до работсовременных художников.
«Традиционное дагестанское искусство — это “лаборатория” промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает отой защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана».
Кувшин для омовений «кумган». Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного путидагестанки — например, «Дом», «Свадьба», «Защитница».Среди экспонатов — предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Историческогомузея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи, глиняныебалхарскиеигрушкииз коллекции «Царицына», украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивкуиз Музея Востока.
Браслет трехстворчатый. Дагестан. Этническая принадлежность: ногайцы.Конец XIX–начало XX веков. Серебро, зернь, гравировка, чернение, канфар. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: «Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимаюттакой, какая ты есть».
Ослик груженый корзинами.Дагестан, селоБалхар. 1980 год. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
Почему — Патимат? Этоодно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Кураторназвала им собирательный женский образ, и вся выставкапосвящена«Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы — архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистомВладимиром Севриновским во время недавних путешествий— помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.
Циновка «чибта». Дагестан, Левашинский район, село Урма. Этническая принадлежность: аварцы. 1980-е годы.Шерсть, осока, килимное и сумашное ткачество. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
«Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни,— говорит Ксения Паршина. —Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьбакоторых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины.Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре — это символ продолжения рода и самой жизни».
Лента для кувшина. Южный Дагестан. 1980-е года.Шерсть, килимное плетение с зазорами, длина кисти— 17 см. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
Свадьба — это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза — маргал, — его тоже можно увидеть на выставке.
Ткачество — одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. «В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, — объясняет куратор. — Ковёр — это книга, книга — это мудрость. Коврыткётженщина, так что именно онарешает, о чём будет рассказывать книга». Система символов и знаков, столетиямиприменяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью.Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в «Царицыне» можно узнать некоторые «ключи», которые помогут «прочитать» тканные книги.
Дракон Ажохадар. Дагестан, селоБалхар. XX век. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике — например, об испикскихблюдах,предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, ипредметах из знаменитогосела Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым такжетрадиционно занимаются исключительно женщины.
Гребень для шерсти.Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
Современное искусство на выставке — это десяткиработ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторовнародные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, ДжамиляАзиялова — ковровщица, реставратор и дизайнер — показывает в «Царицыне» картину, написануюприродными красителями, применявшимисяткачихамидля окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий.Аработа Апанди Магомедова посвящена кизяку —традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое «полотно» Заиры Магомедовой и ХалимыСаидудиновой из цикла «Бюль-Бюль и Гюль»напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно«женских» символах— птице и древе жизни. Не случаен и выбор «холста» —платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.
Серьги-лунницы. Дагестан. Конец XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
В последнем зале выставки, в«Мастерской»будут проходитьмастер-классыи творческие встречи с художниками,во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.
«Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога, — объясняет куратор выставки Ксения Паршина. — Тыпонимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан».
Ступа-чесночница.Дагестан, Гунибский район. Конец XIX века.Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.
Куратор — Ксения Паршина
Дизайнер — Эрик Белоусов
Партнёр выставки:Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей(ФАДН) и Дома народов России.
12+
P.S. На первой фотографии - Браслет свадебный. Дагестан, селоКубачи.Конец XIX–начало XXвеков. Серебро, альмандины, бирюза, позолота. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой
Фотографии предоставлены музеем заповедником Царицыно