Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» откроется в Царицыно

Аватар пользователя Анна

В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции — более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.


Владимир Корнеев (1927–2008). Блюдо «Ночные шорохи». Гусевский хрустальный завод. РСФСР, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный, конец 1970-х годов.
«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едваполучив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

«Фактически история художественно стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной — всё этопривело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.


Александра Лаврова (Бякова) (род. 1938). Набор посуды «Океан» (из трех предметов). Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР, Ленинград. 1975 год (фрагмент)

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

Но — чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): «Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение — это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” — орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».


Мирона Грабарь (род. 1938). Набор «Колоннада». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР, Брянская обл., Дятьково. 1970-е годы.

Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой,выполненную наХрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси.В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.


Эдуард Криммер (1900–1974). Графин «Репка». Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР, Ленинград. 1948 год

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. «Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, — рассказывает Майя. — В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света». Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

В коллекции «Царицына» — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 годумузей-заповедниквыпустилпервую часть сочинения «Художественное стекло ХХ – начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога «Царицына». В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

Выставка «На грани» работает с 18 марта 2023 по 25августа 2024 года в Хлебном доме.

12+


Мирона Грабарь (род. 1938). Набор «Мой город». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР, Брянская обл., Дятьково. 1970-е годы.

Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак

Архитектор: Майя Фролова
Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (PoissonSpot)

Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, возведенный архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для Екатерины II. Единственная в мире императорская резиденция в неоготическом стиле. C 1984 года «Царицыно» является музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР и собирает, хранит, изучает авторское и народное ДПИ. Фонды музея составляют более 60 тысяч предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 выставок, 150 концертов и несколько фестивалей. «Царицыно» занимает третье место в рейтинге музеев Москвы на TripAdvisor и входит в ТОП-10 посещаемости российских музеев The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной. Исторический пейзажный парк ежегодно посещают около 7 миллионов человек.
tsaritsyno-museum.ru
 

Заглавная фотография - Ирина Иванова. Декоративная композиция «Старый парк. Царицыно». Львовская экспериментальная скульптурно-керамическая фабрика. Украина, Львов. 1997 год.

Раздел: