"Поверхности" в Царицыно

Аватар пользователя Анна

Ежегодная — уже седьмая по счету — выставка художественной керамики откроется 16 февраля в «Царицыне». В экспозиции — более ста керамических пластов, созданных 62 российскими художниками и предметы из фондовой коллекции музея. Впервые в проекте примут участие художники, которые используют в творчестве не керамический, а стеклянныйпласт.

«Авторская керамика — это серьезное станковое искусство, — считает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, — и сегодня оно переживает новый виток популярности.Зрителю будет интересно увидеть, как обращаются с этим вечным материалом современные художники. В 2019 году в рамках “Года керамики”мы провели шесть выставок, несколько круглых столов и творческих встреч, а также завели традицию устраивать летом керамический пикник».


Дарья Орочко. Без названия. Шамот, глазурь. 2021, Москва

Жанр пласта предполагает работу исключительно на поверхности — она становится для художника подобием холста, плоскостью, которая дает возможность «отдохнуть» от объема: попробовать графику, поиграть с живописью, поработать с рельефом.


Дарья Орочко. Без названия. Фаянс, пигменты. 2020, Москва

Татьяна Пунанс, куратор выставки: «Фактуры, текстуры, роспись и живопись, рельеф и процарапка — вот язык керамического холста — пласта. Кисти, стеки, руки мастера — вот инструменты художника-керамиста для работы с глиняной “бумагой”. С помощью пятен и линий, абстракций и вполне ясных художественных мотивов в повествовательной или ассоциативной манере художник воплощает свои впечатления и воспоминания, но всегда это — эмоции, которые он “выкладывает” на глиняный пласт. Кто-то рисует на них палочкой, кто-то — кисточкой и стеком, кто-то сворачивает края и выгибает пласт, задавая ему нужную пластику. Температура, огонь, обжиг — это ключевые отличия керамической живописи. Возможность соединения рельефа и цвета делает керамические пласты уникальным жанром в искусстве. Поверхности керамического пласта сложны и многодельны, за что и любят керамисты этот жанр».


Дарья Орочко. Без названия. Шамот, фаянс, дровяной обжиг. 2021, Москва

Помимо признанных звезд российской керамики — Елены Скворцовой, Марины Степановой-Ланской, Виктора Решетникова, Наталии Хлебцевичи многих других, — в выставке принимают участие молодые авторы. География выставки год от года становится шире, и в седьмой экспозиции представлены работы художников из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, из Украины. Среди музейных экспонатов, выбранных куратором для проекта — панно-пласты «Студенты», «Музыканты» и «Художники» Людмилы Никитиной, «написанные» свинцовой глазурью на шамотной глине; композиция «Люди и птицы» Рафаэля Сайфулина, использовавшеготехнику процарапывания. На выставке можно будет увидеть работы Софьи Прессман — декоративные блюда «Жница», «Пионеры» и «На качелях», созданные художницей во время работы на Конаковском фаянсовом заводе в 1930-х годах. Сегодня они находятся в коллекции музея-заповедника «Царицыно».


Николай Муминов. А был ли мальчик? Шамот, глазури. 2021, Москва

Впервые в истории «Поверхностей» в экспозиции можно будет увидеть пласты не только керамические, но и стеклянные. В выставке примут участие 6 российских художников по стеклу. По мнению куратора Татьяны Пунанс, у керамистов со стекольщиками похожая задача: «И мы, и они пытаемся доказать всему миру, что картины — это не только холст и бумага, но и другие материалы, при помощи которых создается искусство».

12+


Анна Бутина. Зима. Киото. Витражная техника, тиффани, стекло, металл. 2021, Москва

 

Раздел: