Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) представляет третий концерт Второго фестиваля «Хор без границ». К 95-летию
Владимира Минина». В центре программы 11 декабря 2023 года в Зале Зарядье — кантаты XIX и XX столетий «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева и «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке. Фестиваль Хора Минина проходит при поддержке Департамента культуры города Москвы.
Обе кантаты, звучащие в концерте, можно назвать духовными произведениями в светском жанре. Но подход композиторов к духовной теме диаметрально противоположен. Кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева (1884) написана на фрагмент поэмы А.К. Толстого (1859); герой поэта и композитора — христианский святой, богослов, поэт, гимнограф VIII века. «Иоанн Дамаскин» — одна из вершин академизма в музыке: строгость, возвышенность подчеркнута использованием старинных форм. Идеалом Танеева было искусство Возрождения и Барокко. Но перед нами — именно русская кантата, и дело не только в том, что ее главная тема — тропарь «Со святыми упокой»: вся музыка пронизана национальным колоритом. «Иоанн Дамаскин» — программное высказывание Танеева еще и в том смысле, что именно этот опус открывает официальный список его сочинений (до кантаты 28-летний Танеев уже написал много разнообразной музыки).
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) Альфреда Шнитке обращается к вечным темам бытия уже в конце XX века. «Фауст — тема всей моей жизни», — говорил Шнитке. Ее исток — «Доктор Фаустус» Т. Манна (этой книгой Шнитке зачитывался в юности); затем — поэма И. Гете (в свое время у Ю. Любимова был план привлечь Шнитке к работе над спектаклем в Театре драмы и комедии на Таганке). Но в кантате композитор опирался не на известную интерпретацию легенды Гете, а на Народную книгу «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» в версии Иоганна Шписа (1587); это первая литературная обработка легенды. Во многом, новизна сочинения сфокусирована в дуализме образа прародителя зла: обольщающий дьявол — контратенор, унижающий — эстрадная певица с микрофоном (в 1983 году эту партию репетировала Алла Пугачева, однако из-за цензурных ограничений она не смогла участвовать в исполнении). Кульминация сочинения — сцена смерти Фауста — мефисто-танго (по выражению исследователя Шнитке, профессора Валентины Холоповой) как апофеоз убивающей пошлости. Впоследствии материал кантаты целиком вошел в одноименную оперу
Шнитке. Кантата исполняется с русским текстом Виктора Шнитке.
Для Хора Минина обращение к музыке Шнитке носит, во многом, концептуальный характер: в ноябре 2022 года на фирме «Мелодия» вышел цифровой альбом «Альфред Шнитке. Реквием», ставший первой записью коллектива под управлением Тимофея Гольберга.
В программу концерта также вошел «Вокализ» Сергея Рахманинова в авторском переложении для симфонического оркестра.
Исполнители: Московский государственный академический камерный хор, Российский национальный оркестр, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова;
СОЛИСТЫ: Заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Государственного академического Большого театра России, Михайловского театра, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Алексей ТИХОМИРОВ (бас); солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки, приглашенный солист Мариинского театра, Московского государственного академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Артем КРУТЬКО (контратенор); солистка Музыкального театра «Градский Холл», участница проекта «Голос» Полина КОНКИНА (эстрадный вокал); солист Государственного академического Большого театра России Дмитрий БОБРОВ (тенор).
Дирижер — художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Тимофей ГОЛЬБЕРГ.
Начало в 19-00.
16+
Информационные партнеры Фестиваля:
телеканал «Россия — Культура»;
телеканал Classic Music, Радио «Орфей», «Музыкальный Клондайк», belcanto.ru, rewizor.ru, портал «Музыка России» (новости академической музыки России).
Сайт Второго фестиваля «Хор без границ»: