Гала-концерт открытия V Международного музыкального фестиваля на Южном Урале

Аватар пользователя Михаил Брацило
Юрий Башмет

20 октября на сцене Челябинской филармонии – гала-концерт открытия V Международного музыкального фестиваля на Южном Урале под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.

В этот уникальный вечер у публики будет редкая возможность насладиться шедеврами классической музыки в исполнении самого маэстро Юрия Башмета, его дочери, великолепной пианистки Ксении Башмет, одного из лучших теноров современности, солиста Большого театра Максима Пастера и знаменитого актера театра и кино, звезды «Экипажа», «Свой среди чужих..» Сергея Шакурова.

Кроме того, в концерте примут участие сразу три коллектива:

Единственный российский камерный оркестр – лауреат премии «Грэмми» камерный ансамбль «Солисты Москвы», который в этом году отмечает 30 лет со дня основания, Челябинский симфонический оркестр и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной.

Откроет концерт Ксения Башмет, которая представит публике шедевр – Первый концерт И.С. Баха для фортепиано с оркестром. Этому концерту, пожалуй, в самой большей степени соответствует высказывание немецкого писателя Гете о музыке Баха: «Как будто вечная гармония беседует сама с собой, такое состояние души могло быть у Господа перед сотворением мира». «Вечный двигатель», заложенный в основу темы этого концерта, станет настоящим мотором дальнейшей программы вечера и всего фестиваля.

В продолжении первого отделения концерта прозвучит настоящая музыкальная редкость – вокальный цикл Бенджамена Бриттена «Озарения» на стихи А. Рембо в исполнении Максима Пастера. «Озарения» - настоящий калейдоскоп причудливых и ярких картин, волшебных ландшафтов, тающих в тумане фигур возлюбленных, полных горечи воспоминаний о детстве и ускользающей юности, который незаслуженно мало исполняется на концертной сцене.

Во втором отделении прозвучит монументальное сочинение современного композитора, народного артиста России, профессора Александра Чайковского, написанное специально по заказу маэстро Башмета – драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и русского народного оркестров «Слово о полку Игореве» на текст древнерусского эпоса.

Знали ли вы, что, например, в честь одного из героев «Слова» в конце XIX века получил свое название музыкальный инструмент баян? К «Слову» обращались многие творческие деятели самых разных времен, самое знаменитое из них, пожалуй, – опера «Князь Игорь» Бородина. Однако смыслы, заложенные в эпосе, актуальны и в XXI веке.

«Слово о полке Игореве» - это героический эпос не о победе, а о поражении: об отважном походе князя Игоря Святославича (1151–1201/1202) на половцев из города Новгорода-Северского. Весь эпос проникнут мрачным настроением солнечного затмения, однако, как сказал кто-то из исследователей, в «Слове о полку Игореве» радость и скорбь «обнимаются».

Эта цитата справедлива и по отношению к оратории Чайковского: в масштабное симфоническое полотно органично вплетаются тембры русского народного оркестра и драматического чтеца, партию которого исполняет знаменитый артист Сергей Шакуров. Особую роль в этом сочинении исполняет и маэстро Башмет: именно альту композитор отдал музыкальную роль князя Игоря. Именно этот инструмент в руках главного альтиста России отвечает за общий тон сочинения, дополняя и открывая новые смыслы в повествовании.

Кроме того, стоит отметить необычный исполнительский состав музыкального «Слова»: на одной сцене размещаются симфонический оркестр и ансамбль русских народных инструментов. А место за дирижерским пультом отделения займет дирижер с международным статусом – Фредди Кадена из Эквадора, который, по его же признанию, чувствует, что такое «русская душа».

«Я знаю, о чем вы говорите. Знаком с этим, все-таки живу здесь в России уже немало лет. Мне кажется, я стал чувствовать и понимать глубину загадочной русской души. С творчеством Александра Чайковского я знаком достаточно давно, дирижировал некоторыми его произведениями, исполнял премьеры. В музыке оперы слышатся все те элементы, которые характеризуют русскую музыку - ритм, колорит, гармонии. Но я воспринимаю их универсальными. Прав я или не прав – покажет концерт», - отметил Кадена.

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: