Тамара Пуртова: «Фестиваль – это знакомство зрителя с многообразием народной культуры»

Аватар пользователя Михаил Брацило
Тамара Пуртова

В начале наступившего, 2020 года, портал Москультура поговорил с директором Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Тамарой Валентиновной Пуртовой о национальном проекте "Культура", о фестивалях и волонтёрском движении в России. Ведь фестивали – это важнейшая часть пропаганды культуры, а волонтёры – неизменные добровольные помощники, благодаря которым посетители фестивалей чувствуют себя комфортно.

- Какие наиболее значимые фестивали вы могли бы отметить в прошедшем году?

- 2019-й год был богат на фестивали, конкурсы и другие творческие проекты, но самым важным и знаковым событием в народном творчестве России стало проведение, в рамках национального проекта «Культура», Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов.

Это масштабный фестивальный проект рассчитан на шесть лет и его уникальность в том, что впервые в современной истории 120 любительских коллективов станут получателями грантов в размере 2 млн. рублей.

Первый Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов прошел в 2019 году в номинации «Традиции». В межрегиональных этапах, которые с мая по июль состоялись в Саратове, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Твери, Томске приняли участие 250 любительских коллективов — это народные хоры, вокальные, фольклорные коллективы, ансамбли традиционного танца, оркестры и ансамбли народных инструментов, всего более 4000 участников.

По итогам смотров были определены 20 лауреатов, которые получили гранты. Это ансамбли из Адыгеи, Дагестана, Марий Эл, Удмуртии, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Ставропольского краев, Владимирской, Вологодской, Кировской, Костромской, Московской, Псковской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Ульяновской областей.

За счет грантовой поддержки любительские коллективы смогли укрепить материально-техническую базу, приобрели новые костюмы, обувь, аппаратуру, музыкальные инструменты. Многие впервые за несколько лет смогли выехать на гастроли, организовать фольклорные экспедиции.

Немаловажным условием гранта является тиражирование того опыта и исполнительского мастерства, которым владеют руководители и участники этих коллективов. Сегодня они проводят концерты в регионах, мастер-классы, делятся опытом по организации работы с коллективом, актуализации традиционной культуры.

Главной особенностью нашего фестиваля стала его многоформатность. Конкурсные смотры сопровождались мастер-классами, форсайт-сессиями с научным сообществом и экспертами, презентациями объектов нематериального культурного наследия, выставками декоративно-прикладного искусства. Конкурсы транслировались в прямом эфире, зрители в разных регионах страны могли проголосовать за понравившийся ансамбль. На улицах и площадях городов, принимавших окружные этапы, прошли флешмобы, народные гуляния и концерты.
Фестиваль завершился 4 ноября грандиозным гала-концертом. На сцене Московского государственного академического театра «Русская песня» зрители увидели яркое разнообразие народной культуры России, смогли насладиться песенными, хореографическими и инструментальными номерами, фольклорными театрализованными композициями.

- Как проведение фестивалей культуры влияет на культуру общества?

- В отличие от концерта, шоу-программы фестиваль проводится, как правило, по определённому направлению, а иногда - виду или жанру народного творчества, имеет определенную тематику и собирает участников из разных регионов России, или, в случае международного статуса, из разных стран.

На фестивалях встречаются разные культуры, этносы, коллективы. Фестивали могут быть отдельно музыкальными, танцевальными, театральными или, наоборот, совмещать в себе все жанры. В любом случае – это знакомство зрителя с многообразием народной культуры, с большим количеством региональных особенностей, традиций.

С точки зрения участников – фестивали очень часто подразумевают творческую составляющую, выявления лучших, здесь определяются тенденции развития народного творчества. Это важно как для развития того или иного жанра, так, и для повышения исполнительского и профессионального мастерства коллективов.

Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов, в рамках нацпроекта «Культура», решает несколько задач: выявляет лучших; дает им материальную поддержку; собирает коллективы всех регионов России, показывая обширный диапазон творчества.
При этом мы не просто проводим смотр творческих коллективов, мы анализируем происходящие процессы, предлагаем и сами тестируем новые форматы клубной работы. В ходе Всероссийского фестиваля мы провели масштабное социологическое исследование, охватившее почти 2 тысячи участников, результаты которого найдут отражение в аналитическом сборнике по итогам фестиваля.

Сегодня мы активно поддерживаем фестивали, проводимые на открытых площадках, где зрители являются не просто наблюдателями, но и активными участниками действия. Таким образом проходят фестивали в регионах, например, «Мир Сибири» (Красноярский край), «Воршуд. Святыня рода» (Удмуртия), «Хотмыжская осень» (Белгородская область), фестиваль «Деревня – душа России» (Вологодская область) и десятки других. Они собирают тысячи зрителей, которые вовлекаются в праздничное действие: концерты, мастер-классы, вечерки, хороводы и др. формы.

- Насколько сложно сохранять традиционную культуру и нематериальное культурное наследие в России? Что для этого делается?

- Не только в России, во всем мире сложно сохранять традиционную культуру, нематериальное культурное наследие народов, потому что чем дальше мы уходим от источника, тем больше теряем.

Глобализация очень обострила эту проблему. Развитие информационных технологий, с одной стороны положительно (способы фиксации, распространения информации), с другой – отрицательно ( засилье гаджетов, нивелирование самобытных особенностей) сказывается на традиционной культуре. Стремление людей уходить и жить в большие города, конечно, приводит к отрыву от корней. Наша задача — это возрождение праздников, обрядов, возвращение традиционных форм празднично-обрядовой культуры в современный быт. Это несет положительный эмоциональный заряд, возрождает гуманистические нравственные ценности.

Сегодня актуален вопрос сохранения, сбережения архивов, фольклорных фондов, этнографических коллекций, разбросанных по разным учреждениям: учебно-методическим, научным, культурным.

Еще одно направление – это фиксация образцов нематериального культурного наследия в том варианте, которые можно назвать «эталонным».

С 2008 года Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова совместно с региональными центрами народного творчества ведет работу по созданию Общероссийского каталога объектов нематериального культурного наследия, который должен объединить шедевры традиционной культуры всех народов и регионов нашей страны. С 2009 по 2015 годы по нашей инициативе была утверждена и затем реализована «Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации». Проделана огромная работа, регионы приняли и поддержали идею возрождения и сохранения традиций.

К сожалению, в последние три года проект лишен финансовой поддержки, но в рамках Национального проекта «Культура» и в преддверии Года народного творчества, идею проведения которого в 2022 году поддержал наш Президент Владимир Владимирович Путин, мы планируем возобновить активную работу по созданию электронного каталога, тем более за это время накоплен большой материал, потому что работа не останавливалась. Этой работой активно занимаются в регионах, выявляя шедевры нематериального культурного наследия. У нас создан экспертный совет, который дает оценку объектам, выявленных в регионах. Далее полученные материалы фиксируются для будущих поколений, как нетленный образец. С ним дальше можно работать – развивать, совершенствовать, аранжировать, но как образец он должен храниться.

- Какова роль волонтёрского движения в сохранении традиций?

- Для народного творчества – волонтерство это не новое веяние. В нашей сфере это было всегда. Например, в сельских домах культуры всегда были активисты из числа жителей, которые помогали и помогают работникам КДУ.
Еще одной стороной волонтерства в культуре является своеобразная профориентация. Помогая в организации мероприятий, юные добровольцы могут в будущем выбрать эту деятельность в качестве своей профессии. Они поступают в профильные ВУЗы, становятся участниками любительских творческих коллективов.

Но, самое главное, и это нужно помнить, что волонтер — это помощник, его задача помогать профессиональным работникам культуры. Если говорить о фестивалях: встречать участников, помогать в регистрации, расселении, организации комфортного быта, фестивальной логистике и навигации. Но основные функции по организации проектов, наполнение событий смыслом, составление программы, приглашение экспертов – это задача профессионалов. Потому что, не имея специального образования и знаний, можно не пользу принести, а даже навредить творческому процессу.

- Какие знаковые проекты ждут посетителей в наступающем 2020 году?

- В 2020 году Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов пройдет в номинации «Культура – это мы!». В нем примут участие театральные коллективы; танцевальные ансамбли, цирковые коллективы; академические хоры или вокально-хоровые ансамбли, духовые оркестры.

Определены города, в которых пройдут межрегиональные конкурсы – это Кострома, Ижевск, Новосибирск, Ставрополь и Владивосток. В настоящее время уже стартовал прием заявок от субъектов Российской Федерации.

Конечно, главной темой большинства фестивалей и конкурсов станет 75-летие Победы в Великой Отечественный войне. В Год Памяти и Славы пройдет заключительный этап Всероссийского фестиваля народного творчества, выставка художников-любителей «Салют Победы». Это фестивальное движение, объединяющее тысячи творческих людей по всей стране – участников любительских коллективов, солистов, исполнителей, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, начиная с самых отдаленный и маленьких сел и деревень.

К настоящему времени уже состоялись региональные этапы, межрегиональные выставки-смотры, определены лучшие театрализованные программы, творческие номера, работы народных мастеров и художников-любителей, которые станут основой для большого гала-концерта и заключительной всероссийской выставки.

Еще одним масштабным событием 2020 года станет VI Всемирная Фольклориада, которая пройдет в Уфе с 18 июля по 1 августа.
Решение о том, что Россия станет страной, принимающей Фольклориаду-2020, было озвучено еще в 2015 году в рамках 45-го Всемирного конгресса и Генеральной Ассамблеи CIOFF в Перу.

Башкортостан готовится принять делегации более 80 стран. Каждая страна представляет для участия фольклорный коллектив. По масштабу это мероприятие можно сравнить с Олимпийскими играми, только в сфере народной культуры. Проводится Фольклориада тоже раз в четыре года, она призвана в актуальной современной форме показывать всё многообразие традиционного культурного наследия человечества и способствовать его сохранению. В последний раз такое масштабное событие по народному творчеству в России проходило 1988 году – это был Первый международный фестиваль фольклора.

Более 200 международных, всероссийских, межрегиональных проектов пройдут в регионах нашей страны, их организаторами будут региональные Дома и Центры народного творчества. Эти такие традиционные проекты, как международный фестиваль «Золотое кольцо» во Владимире, Всероссийский фестиваль любительских театров «Успех» в Костромской области, X Всероссийский конкурс исполнителей народной песни имени Л.А. Руслановой в Саратове и многие-многие другие

Еще одним знаковым событием станет юбилей нашего Дома – 105 лет. Государственный Российский Дом народного творчества создал в начале прошлого века художник и просветитель Василий Поленов. Он сумел убедить богатейшего промышленника Савву Мамонтова вложить деньги в постройку учреждения для любителей. В конце декабря 1915 года в Москве был торжественно открыт Дом секции содействия развитию фабричного деревенского и школьного театра. Деятельность нашего Дома не прерывалась даже в самые трудные дни революций и войн. Вот и сегодня мы продолжаем сохранять и развивать традиции, заложенные 105 лет назад нашими предшественниками.

Беседовал: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: