Российский национальный оркестр открывает сезон Большим фестивалем

Аватар пользователя Михаил Брацило
РНО

Свой юбилейный – тридцатый – сезон Российский национальный оркестр традиционно открывает Большим фестивалем, который пройдет в столице уже в двенадцатый раз. На протяжении более десятка лет он уверенно сохраняет позиции одного из ведущих и любимых публикой музыкальных смотров.

На этот раз у фестиваля особая миссия: он не только откроет новый концертный сезон в столице, но и станет первым полномасштабным концертным проектом, который пройдет после почти полугодового карантина и запрета на проведение культурно-массовых мероприятий в связи с пандемией COVID-19. И хотя в изначальные планы были внесены коррективы, связанные с участием иностранных артистов, а сами концерты состоятся с соблюдением всех требований и норм безопасности, Большой фестиваль РНО обещает стать ярким и запоминающимся событием, зримым символом возвращения к формату встреч артистов и публики в концертных залах.

Программу открытия фестиваля (7 сентября) составили произведения Людвига ван Бетховена, 250-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир, и Иоганнеса Брамса. Солировать в Третьем концерте венского классика будет Михаил Плетнев, чьи интерпретации творческого наследия именного этого композитора снискали всемирное признание. За дирижерский пульт встанет швейцарский маэстро Миша Дамев, неоднократно принимавший участие в Большом фестивале и других проектах оркестра, а также сотрудничавший с РНО в рамках европейских гастролей.

Во второй фестивальный вечер (11 сентября) РНО и творческий тандем пианиста Михаила Плетнева и швейцарского дирижера Миши Дамева представят публике изысканную программу из произведений западноевропейского музыкального наследия. Первое отделение составили сочинения наиболее заметной фигуры музыкального искусства Франции второй половины XIX века Камиля Сен-Санса. Прозвучит Концерт № 2 для фортепиано с оркестром – самый популярный из пяти написанных композитором. Предварит Концерт симфоническая поэма «Пляска смерти». Центром и кульминацией программы станет исполнение Второй симфонии Иоганнеса Брамса. В ней, также как и в Первой, обнаруживаются преемственные связи с наследием Бетховена – но не с драматической его составляющей, а с романтическо-созерцательной, пасторальной. Премьера сочинения состоялась в 1877 году в Венской филармонии и имела триумфальный успех. С тех пор эта симфония, подарившая композитору негласный титул лучшего симфониста Германии, исполняется по всему миру, входя в «золотой фонд» мирового музыкального наследия.

16 сентября изысканную программу с участием молодых солистов представит в рамках фестиваля Дмитрий Корчак. В этот вечер всемирно знаменитый тенор, выступающий на лучших мировых сценах, предстанет в качестве дирижера. Прозвучит Седьмая симфония Бетховена – одна из самых неординарных в творчестве композитора и получивших повсеместную известность, благодаря второй части. Еще при жизни автора минорное Allegretto часто исполнялось отдельно, а с появлением кинематографа его музыка неоднократно использовалась в саундтреках к культовым лентам. Кульминацией вечера станет исполнение Мессы № 2 Франца Шуберта. В качестве солистов в ней выступят будущие звезды оперного Олимпа, молодые певцы – артисты Молодежной оперной программы Большого театра: обладательница третьей премии XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского сопрано Мария Мотолыгина, номинант на премию «Золотая маска» тенор Давид Посулихин и бас Алексей Кулагин.

21 сентября симфоническую программу из произведений Родиона Щедрина и Петра Ильича Чайковского представит на суд фестивальной публики художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев. Откроет концерт знаменитая «Кармен-сюита» – музыка одноактного балета на основе фрагментов оперы Бизе, созданная Родионом Щедриным в 1967 году для хореографа Альберто Алонсо. Партию Кармен в премьере Большого театра танцевала великая балерина Майя Плисецкая. Сегодня «Кармен-сюита» одинаково популярна и в качестве балета, и в качестве самостоятельного инструментального произведения, которое входит в репертуар ведущих оркестров мира. Во втором отделении прозвучит Третья оркестровая сюита Петра Ильича Чайковского. По значительности художественного замысла и масштабу отдельных частей она близка к симфониям композитора и неизменно пользуется успехом у отечественной и зарубежной публики.

Ярким событием двенадцатого Большого фестиваля РНО станет знаменитая оперетта Иоганна Штрауса-сына «Летучая мышь», которая прозвучит в концертном исполнении 26 сентября. Этот вечер станет совместным проектом Российского национального оркестра и Московского музыкального театра «Геликон-опера». Главные партии исполнят ведущие солисты театра, в котором самая знаменитая и любимая публикой оперетта Штрауса-сына с огромным успехом идет уже более двух десятков лет. В исполнении примет участие также хор «Геликон-оперы», а за дирижерский пульт РНО встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Московского государственного академического театра оперетты Константин Хватынец.

Одна из традиций Большого фестиваля РНО – исполнение масштабных вокально-инструментальных произведений, созданных для большого состава, включающего солистов, смешанный хор и симфонический оркестр. В разные годы на фестивале звучали Девятая симфония Бетховена, оратория Гайдна «Сотворение мира», Третья симфония «Кадиш» Бернстайна, Первая симфония Скрябина, Реквием Верди и другие произведения. На сей раз слушателей ждет один из лучших образцов кантатно-ораториального жанра: кульминацией и грандиозным завершением XII Большого фестиваля РНО 1 октября станет Большая месса Моцарта. В исполнении примут участие известные солисты, в том числе звезда мировой оперной сцены, выдающееся сопрано Юлия Лежнева – обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt) и «безукоризненной техники» (The Gardian), одна из лучших, по единодушному мнению критиков разных стран, «моцартовских» певиц современности. За дирижерский пульт в этот вечер встанет художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев.

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: