В Историческом музее открывается выставка "Очарование красоты. Из истории ювелирных украшений в России".
Выставка - это первый показ части обширной коллекции ювелирных украшений из собрания Особой кладовой Государственного исторического музея.
Выставка состоит из двух разделов. Первый раздел: "Художественный образ в ювелирных украшениях" имеет своей целью через произведения ювелирного искусства дать наиболее полное представление о вкусах эпохи Нового времени, поглощенной поиском выразительных художественных образов и склонявшейся к особому толкованию чувства и чувственных впечатлений.
Раздел включает тематический ряд экспонатов, призванных показать широкий круг художественно-смысловых интересов эпохи, в который погружают украшения с камеями, мозаикой, бирюзой, горным хрусталем, гранатами и кораллами, а также сентиментальные украшения ("сантименты").
Благодаря определенной форме, композиции, цвету, природному материалу, технике исполнения эти произведения ювелирного искусства отвечают взглядам эпохи на многообразие средств художественной выразительности.
Они по-своему свидетельствуют о личных вкусах и предпочтениях, раскрывают чувственную природу конкретного человека, способного усваивать новые знания и впечатления (камеи, мозаика), эмоционально переживать и выражать чувства радости и любви, скорби и сострадания, грусти и печали («сантименты»), созерцать удивительные произведения природы (бирюза, горный хрусталь, гранаты и кораллы).
А искусство мастеров, в большинстве своем неизвестных, представленное в таком разнообразии эстетических решений, и сегодня вызывает неподдельное восхищение.
Второй раздел: "От традиции к ювелирной моде" представляет типологический ряд украшений, структурированных по типам их использования и в соответствии с переменами в истории их бытования в России и новыми веяниями эпохи. Здесь можно увидеть украшения для головы и волос, нательные и плательные украшения, а также украшения XX-начала XXI века.
Среди представленных ювелирных изделий запоны, пуговицы, броши, булавки, пояса, пряжки для одежды, подвески, медальоны, кулоны, фермуары, цепи, ожерелья, колье, браслеты, кольца, серьги, булавки, шпильки, гребни, тиары, которые использовали для украшения головы и волос.
Со второй половины XVII - начала XVIII века привозимые в Россию произведения зарубежного искусства, а также приезд многочисленных художников и мастеров из разных стран способствовали взаимообогащению культур.
Благодаря знакомству с модными художественными образцами работы европейских мастеров, декоративными приемами и техниками их исполнения формировались соответствующие духу времени эстетические предпочтения русского человека. С опорой на собственные традиции совершенствовалось и искусство русских мастеров.
Ассортимент выполняемых ими модных украшений неизменно расширялся и становился все более заметным в среде их бытования наряду с изделиями иностранных мастеров.
Ко второй половине XIX века разнообразный вкус любителей драгоценностей в России вполне усвоил достоинства искусства наших ювелиров. Сильное впечатление оно производило и на европейское общество.
Созданные для украшения внешнего вида человека, дошедшие до нас драгоценности второй половины XVII - начала XX века из музейного собрания полноценно представляют ювелирное многообразие эпохи Нового времени с ее увлечениями и культурными предпочтениями.
Именно в эту эпоху постепенно формируется новое отношение к ювелирным украшениям: они становятся все более важным элементом эстетической привлекательности человека, чуткого к постоянным переменам стилей в искусстве и художественной моде, и необходимым для проявления его индивидуальности.
Данный выставочный проект, созданный на основе уникальной коллекции Исторического музея, является одним из этапов ее изучения, результатом которого стали экспонаты с уточненной атрибуцией и осознанным пониманием художественных форм и ювелирных приемов исполнения украшений.
Отдельный раздел выставки посвящен актуальным тенденциям ювелирной моды в связи с историей ювелирных украшений в России. Он знакомит с драгоценными изделиями ювелирного дома "MIUZ Diamonds", который наследует более 105-летнюю историю развития Московского ювелирного завода.
Представленные уникальные коллекционные украшения являют собой яркий пример художественного переосмысления образов ювелирного искусства Нового времени. В обращении к известным историческим драгоценностям они демонстрируют оригинальный стиль работы художников и мастеров ювелирного дома "MIUZ Diamonds".
Диадема-кокошник начала XIX века, перекочевавший в Европу тренд с подачи русского Двора, представлена линией "Торжество". Здесь побеждает величественная строгость ампира, наделяя украшения орнаментальной симметрией. Лишь нежный оттенок центрального камня выдает творческую натуру ее заказчицы, супруги императора Павла I, императрицы Марии Федоровны.
Линия «Величие» отдает дань утраченной Большой бриллиантовой диадеме, принадлежавшей последней российской императрице Александре Фёдоровне, супруге императора Николая II.
Линия «Белые ночи» - интерпретация исторических мотивов диадемы Марии Фёдоровны, созданной в начале 1880-х годов. Бриллиантовые волны диадемы Марии Федоровны, на которых покоится жемчуг, здесь превращаются в перекрещивающиеся ленты, акцентируя внимание на жемчуге и напоминают о неповторимой атмосфере белых ночей Санкт-Петербурга.
Линия «Империя» - оммаж легендарной диадеме, созданной ювелирной фирмой Кехли в 1894 году для императрицы Александры Федоровны. Ее композиция сохраняет характерную для эпохи эклектичность, где изящные природные линии переплетаются с архитектурной строгостью лучей. В этом диалоге форм и света белые бриллианты взаимодействуют с танзанитами и сапфирами насыщенных васильковых оттенков, создавая игру цвета и блеска, передающую торжественность и утонченность императорской эпохи.
Вдохновленные искусством ювелиров прошлого, авторские украшения мастеров этого предприятия впечатляют своим разнообразием, оцененным эстетическим вкусом в мире современной ювелирной моды.
Разнообразие форм, материалов, орнаментальных решений и художественных приёмов коллекции открывают страницы истории бытования украшений в России во второй половине XVII—начале XX века.
Выставка продлится с 3 декабря 2025 года по 11 мая 2026 года.





