Сегодня в музее "Русского импрессионизма" открывается выставка - "Изображая воздух. Русский импрессионизм".
На ней представлено более 150 работ 70 художников от Константина Коровина и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова.
Мне посчастливилось побывать на выставке за два дня до ее официального открытия: послушать кураторскую экскурсию и побродить по залам в полном одиночестве. И хотя, с одной стороны, рассказ человека создающего выставку всегда интересен "авторским" взглядом, второе мне гораздо ближе.
Николай Багданов-Бельский - "Лето"
Василий Поленов говорил, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. А Борис Кустодиев в письме дочери писал: «…изучать импрессионизм и быть несчастной нельзя».
Дмитрий Щербиновский - "У купальни"
Возможно, с этим кто-то и не согласится, но равнодушным эта выставка точно никого не оставит. Ведь, как мне кажется, любовь к импрессионизму - это любовь к красоте, свету, лучшим моментам жизни, которые у каждого, конечно, свои, но чувства рождают у всех сходные.
К тому же дополнительным впечатлением становится акустический перформанс «Слушая импрессионизм», созданный театральным режиссером Денисом Азаровым и композитором Олегом Макаровым при поддержке партнера музея Театрального салона «Сцена 23».
Авторы проекта создали для посетителей особую акустическую ситуацию, в которой постарались достичь гармонии живописи и звука. Они отталкивались от идеи, что впечатление от картин, так же, как и от музыки, может ощущаться как поток энергии, меняющий эмоциональное состояние человека. Здесь музыка и разные бытовые звуки — скрип дверцы, шаги, шелест платья — становятся альтернативным способом восприятия — новым «прочтением» картин известных художников в стиле импрессионизма.
Создатели разделили звуки на зоны и назвали их «шаги». «Шаг 1», «Шаг 2», «Шаг 3». Каждая новая зона — это новый шаг. С каждым новым шагом, звука становится все больше, и больше. Звук становится разнообразным, симфоническим. Весь акустический перформанс – единое целое, в котором музыка выражает пространство русского импрессионизма.
Станислав Жуковский - "Подснежники"
Молодой Валентин Серов считал, что эстетичность исполнения произведения искусства является приоритетной, даже если его содержание не представляет особого интереса. По его мнению, красота не ограничивается лишь изображением привлекательных лиц или фигур, живописных ландшафтов. Она охватывает также мастерство исполнения, выраженное в гармонии тонов, контрастах, плавных переходах цвета и создании световоздушной атмосферы.
Тит Дворников - "У моря"
В портретах, натюрмортах и пейзажах композиция и цветовая палитра приобретают первостепенное значение.
Лукиан Попов - "В саду (Чаепитие)"
Импрессионизм зародился из интереса художников к исследованию света. Чаще всего, говоря об этом направлении в искусстве, представляют яркие, солнечные картины, полные бликов.
Николай Мещерин - "Лунная ночь"
Однако в русском импрессионизме наряду со светлыми и насыщенными красками присутствует заметная группа работ, которую можно охарактеризовать как «черный импрессионизм». Эти произведения отличаются преобладанием темных тонов: коричневого, серого, черного.
Константин Коровин - "Бульвар в Париже. Из серии Парижские огни"
Современники отмечали, что Константин Коровин, признанный представитель импрессионизма, изображал Париж преимущественно ночным, связывая это увлечение с театральной эстетикой, где яркие вспышки света на сцене контрастируют с окружающим мраком. Возможно, эта линия в творчестве Коровина повлияла и на других русских мастеров.
Василий Мешков - "Парижский бульвар"
В дополнение к техническим приемам, свойственным импрессионизму, можно говорить о "импрессионистическом образе". Художники отдают предпочтение легким, приятным темам, лишенным социальной нагрузки, которая так характерна для русского искусства в целом. Это отдых на природе, развлечения, путешествия, приятные заботы, беззаботное детство.
Василий Поленов - "Причал. Венеция"
Французская живопись дала тематические вариации "легких сюжетов", которые зритель без труда узнает у русских мастеров: балерины - у Зинаиды Серебряковой, сценки ночных кафе - у Сергея Виноградова, широкие бульвары - у Николая Тархова, южные виды - у Константина Коровина. Однако русские картины не являются копиями работ Писсарро, Дега или Моне.
Зинаида Серебрякова - "Балетная уборная. Снежинки (балет «Щелкунчик»)"
Русский импрессионизм, в отличие от своего французского аналога, характеризуется специфическими тематическими предпочтениями. В то время как французские импрессионисты фокусировались на динамичной городской жизни, преимущественно на образах Парижа с его оживлёнными бульварами и ночными кафе, русские художники проявляли интерес к прошлому.
Петр Кончаловский - "Архангельск. Корабли в порту"
Они предпочитали изображать исторические архитектурные ансамбли, тихие улочки старинных городов, а также отдавали предпочтение патриархальным уголкам русской глубинки. Некоторые художники удалялись от мегаполисов в поисках вдохновения на севере России или в древних городах.
Константин Горбатов - "Улица провинциального города"
Эта тяга к прошлому, к "уходящей натуре", прослеживается в работах Станислава Жуковского, который писал дворянские усадьбы и дачи, подчеркивая свою позицию по отношению к французской интерпретации русской природы.
Станислав Жуковский - "Летнее утро. Усадьба Рождествено"
Другие художники, как Абрам Архипов, обращались к образам крестьянских девушек и женщин в ярких сарафанах, а Михаил Шемякин изображал сцены из повседневной жизни, например, улыбающегося извозчика за чаем.
В целом, русские импрессионисты уделяли большое внимание не только архитектуре и портретам, но и преходящим состояниям природы - осенним лесам, зимним пейзажам, весенним разливам, а также сценам домашнего быта рубежа веков.
Николай Мещерин - "Зимний пейзаж"
В последнее время термин «русский импрессионизм», который первоначально вызывал споры и сомнения, приобретает все большую признанность. Выставки, посвященные этой теме, с успехом проходят в различных городах и странах, демонстрируя выдающиеся произведения и привлекая пристальное внимание публики.
Серафима Блонская - "Маки"
Несмотря на то, что русский импрессионизм не стал самостоятельным и независимым течением в искусстве, его наследие настолько велико, что невозможно его игнорировать. На выставке представлены работы художников со всей страны – не только из известных московских и петербургских собраний, но и из коллекций Калининграда, Костромы, Самары, Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Новосибирска, Томска, Хабаровска.
Станислав Жуковский - "Осень. Терраса"
Экспозиция демонстрирует как работы признанных мастеров, таких как Игорь Грабарь или Николай Тархов, так и малоизвестных художников, подтверждая тот факт, что импрессионизм в России вышел за рамки узкого круга экспериментаторов и стал широко распространенным явлением.
Николай Фешин - "Золотые волосы"