Драгоценная выставка

Аватар пользователя Анна

Не скажу, что мой выставочный год подошел к концу, но это событие - невероятный финальный аккорд, превзойти который будет сложно. Для вас  и он может стать прекрасным началом нового года, хотя, честно говоря, от визита в  каникулы я бы предостерегла: даже утром в будни количество посетителей превышало все мои представления о комфорте.

Государственный исторический музей и Эрмитаж сделали нам невероятный подарок, позволив прикоснуться к великолепию русского двора. Но не только сияние золота и брильянтов тут важно, украшения могут быть сделаны из совсем простых материалов, но искусная работа ювелиров делает, например, из обычных чугуна или эмали настоящий шедевр; украшения из волос бесценны и уникальны несмотря на совсем невеликую цену затраченных материалов. Нематериальная ценность экспозиции великолепно подчеркнута сочетанием украшений, нарядов и живописи. Идеальная триада. Второй день осмысляю событие, так что простите меня заранее за обилие высокопарных слов, ей богу, организаторы их достойны. Никакого ворчания в сторону музейного света и огромная благодарность за зеркала и сквозные витрины, позволяющие разглядеть эти удивительные платья со всех сторон.

Хронология у меня нарушена, логика подчинена исключительно возможности прильнуть к витрине, так что начнём мы с конца, с моды рубежа веков. Черный тюль на белом чехле с вышивкой пайетками. Александре Фёдоровне так нравилась эта модель, что в гардеробе появилось точно такое же платье, но в белом. цвете. Как мы понимаем императрицу!

Выставляйся живописные полотна сами по себе, выставка всё равно бы была невероятно интересной. В этот раз не будем следить за характерами портретируемых, а обратим внимание на драгоценности.

Мне всегда было интересно, будет ли браслеты действительно так держаться на руках, не соскользнут ли все на запястья? Но у Юлии Теляковской задача была совсем другая.

Браслета с портретом её супруга на выставке нет, но в витрине можно разглядеть нечто похожее

Среди множества браслетов в витрине найдутся и змеи, дополнят картину и портбукеты.

Обязательно обратите внимание на памятные медальоны. Украшения из волос в ту эпоху не редкость, как и использование этого материала, например, в вышивке. В такие медальоны помещали локоны дорогих и близких людей.

А ещё таким способом можно выразить верноподданические чувства! Где только раздобыли волосы Михаила Фёдоровича. Ещё ведь наверняка и в товарном количестве, вещица-то популярная.

В этом плане миниатюрный портрет государя императора или великой княгини куда доступнее.

И это тоже украшение. И отражение этой моды мы снова можем разыскать на портрете, на сей раз Прасковьи Шереметевой.

Ещё один любимый экспонат, а для девятнадцатого века жизненно необходимая вещь - веер.

Вееров на выставке множество, но обязательно обратите внимание на тот, что держит в руках Татьяна Юсупова. Этот веер был заказан в Париже в 1856 году, резные пластины усыпаны рубинами, бриллиантами и изумрудами.

А внутри - дорогущее алансонское кружево. Только представьте, на выставке мы можете увидеть одного из героев портрета!

DSC05314.JPGDSC05314.JPGDSC05314.JPGDSC05314.JPG

А этот веер брюссельского кружева принадлежал когда-то Зинаиде

Кстати, о кружевах. О них можно говорить отдельно и бесконечно. Кружева мы видим на картинах.

Кружева украшают великолепные наряды светских львиц. Великолепная и тонкая работа, но я уверена, что это кружево вас потрясёт. В одной из витрин несколько черных предметов: колье, браслеты и веер. Чего тут такого? Во всех случаях материалом выступил... чугун! История этих предметов берёт своё начало в наполеоновских войнах, когда в Пруссии призвали отказаться от необходимых армии золота и драгоценностей. Отказаться же от украшений не смогли, но придумали замену. И если сперва это был способ продемонстрировать свой патриотизм, то позже аристократки оценили этот необычный и неблагородный материал.

В витринах - почти век развития моды. Каждое, вне зависимости от эпохи, от силуэта, навероятное. Вышивку, кружево, разнообразный декор можно разглядывать бесконечно.

Выбранные платья в основном светлых тонов, поэтому эта "пара" запоминается особенно.

Выставка крутиться вокруг женского образа, так что некоторым посетителям мужчина кажется тут лишним, а немногочисленные представители этого пола вызывают удивление. Но дамы не в одиночестве олепляли на балах, так что в витринах найдутся и парадные мундиры, и абсолютно не боевые шпаги. Да и перстни и табакерки, если так можно выразиться, ведь унисекс.

Лично мне особенно понравилась эта изящная вещица - булавка в виде орденской колодки. Ещё один предмет, связанный с именем Юсуповых.

А драгоценности, привезенные Петром из своих путешествий, всевозможные статуэтки и фигурки из барочного жемчуга, драгоценных металлов и эмалей, тоже не имеют пола.

Выставка только открылась, до середины мая есть возможность полюбоваться своими глазами. А может быть и не один раз, я бы обязательно отвела сюда маму, ещё и с удовольствием составила компанию подругам. Вкусы разные, кому-то больше придется по душе коллекция инталий Александры Федоровны или Юсуповой.



Кто-то из камней выберет бирюзу.

А кто-то запомнит не усыпанные брильянтами массивные браслеты, а искусные эмали.

Вы не представляете, сколько всего осталось за кадром! Эрмитажная коллекция драгоценностей по настоящему уникальна. В её основу легли самые лучшие изделия российских и зарубежных мастеров, императорское собрание ещё в девятнадцатом веке пополнялось частными коллекциями, а уж после революции и национализации сюда влились сокровища знати, удивительные собрания Долгоруковых, Нарышкиных, Шуваловых, Строгановых или Юсуповых. И это не только красота, но и история, и не воспользоваться возможность к ним прикоснуться нельзя.

Текст  - Мария Новикова

Фотографии - Михаил Брацило, Мария Новикова, Анна Русских

Раздел: