Сегодня в московской штаб-квартире Русского географического общества прошла презентация "Индекса туристической привлекательности регионов России".
Также были объявлены регионы победители (ТОП-3 по федеральным округам) и ТОП-5 (по России).
Индекс сформирован как индикатор развития внутреннего и въездного туризма, а также продвижения туристического потенциала регионов России, представляет собой ранжирование субъектов Российской Федерации по уровню туристической привлекательности.
Индекс туристической привлекательности регионов России сориентирует туристов по выбору направлений для путешествий и отдыха, а регионам подскажет над чем нужно поработать для повышения привлекательности.
По оценкам экспертов в России идет уверенный, динамичный рост внутреннего туризма. По итогам 2023 года рост турпотока составил, по разным оценкам от 10 до 20%. За январь-октябрь 2024 года, по оперативным данным, рост турпотока составил 11% . Однако, если в прошлом году 52 региона России рост турпотока то в этом году рост зафиксирован лишь в 46 регионах в остальных зафиксировано снижение.
Открыл презентацию Сергей Корлыханов, первый заместитель Исполнительного директора Русского географического общества. В своем выступлении он выразил благодарность за то, что "фактически на общественных началах заработала система оценки вырабоки индекса туристической привлекательности регионов России. На это наши руководители субъектов Российской Федерации стали обращать внимание. Это помагает скорректировать некоторые государственные программы, для того чтобы повысить инвестиционную привлекательность в области туризма, в такой важной отрасли экономики".
Индекс инициирован и проведен научно-образовательным консорциумом «Устойчивый туризм» вместе с Сочинским государственным университетом. Инициатором данного консорциумом выступил первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев. Выступая по видео связи Валуев также выразил благодарность научному консорциуму "за то, что он эту ему поддерживает, актуально поднял ее. Этот индекс очень нужен для регионов. <...> Привлекательность внутреннего туризма выражается в абсолютном количественном и качественном отношении. Статистика твердо нам говорит, что развитие идет...." Свое выступление Николай Валуев закончил цитатой Марка Твена: "Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности, поэтому многим людям они так остро необходимы".
В пресс-конференции также приняли участие директор Департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Георгий Груша, первый вице-президент и научный руководитель ОСИГ, директор НИИ Экономики и управления устойчивым развитием туризма СГУ, эксперт РАН, д.э.н.Христофор Константиниди, научный сотрудник НИИ Экономики и управления устойчивым развитием туризма СГУ, научный сотрудник Экономического факультета МГУ Александр Пахалов, Директор центра развития международного туризма, Фонд "Центра стратегических разработок" Юлия Максутова, директор Национального конгресс-бюро Сагид Заремуков, основатель и председатель Совета директоров travel-tech платформы «Погнали!» Евгений Елфимов, а также министры туризма регионов-лидеров Индекса туристической привлекательности.
На пресс-конференции была представлена методика расчетов индекса. Была создана комплексная методика, включающая шесть тематических блоков, внутри которых скрываются 50 показателей.
Ключевые выводы исследования:
• Среди лучших - разные: в числе лидеров по значению индекса есть регионы, расположенные в разных частях страны
• Разнообразие и уникальность: «секретом успеха» лидеров индекса является сочетание диверсификации и дифференциации турпродукта
• В города за впечатлениями: одной из самых популярных форм туризма в России является городской туризм в городах-миллионниках
• На природу за отдыхом: растут также сегменты туризма в сельской местности, экотуризм и санаторно-курортное оздоровление
• Меняющиеся предпочтения: туристы обращают все большее внимание на вопросы безопасности, онлайн-присутствия и устойчивого развития
• Разворот на север: уверенный рост туристической привлекательности «холодных» регионов на фоне климатических изменений
• Соотношение цены и качества: на фоне снижения международной конкуренции прослеживается снижение качества и рост стоимости регионального турпродукта
Восходящие звезды: некоторые регионы России пока не входят в число лидеров индекса, но показывают максимальные темпы роста по ключевым показателям - они могут усилить позиции уже через год.
В ходе презентации были представлены лидеры регионов России.
Топ-3 регионов ЦФО:
1 - Москва - 0.61
2 - Московская область - 0.49
3 - Ярославская область - 0.42
Топ-3 регионов СЗФО
1 - Санкт-Петербург - 0.55
2 - Мурманская область - 0.44
Калининградская область - 0.44
3 - Архангельская область - 0.43
Топ-3 регионов ЮФО
1 - Краснодарский край - 0.61
2 - Ростовская область - 0.41
3 - Республика Крым - 0.39
Топ-3 регионов СКФО
1 - Республика Дагестан - 0.45
2 - Ставропольский край - 0.41
3 - Кабардино-Балкарская Республика - 0.38
Чеченская Республика - 0.38
Топ-3 регионов ПФО
1 - Республика Татарстан - 0.51
2 - Ульяновская область - 0.41
3 - Республика Башкортостан - 0.40
Топ-3 регионов УрФО
1 - Свердловская область - 0.47
2 - Тюменская область - 0.42
3 - Челябинская область - 0.36
Топ-3 регионов СФО
1 - Кемеровская область - 0.42
2 - Красноярский край - 0.38
Алтайский край - 0.38
3 - Иркутская область - 0.37
Топ-3 регионов ДВФО
1 - Приморский край - 0.37
2 - Хабаровский край - 0.35
Камчатский край - 0.35
3 - Республика Саха (Якутия) - 0.34
В завершающей части презентации был представлен:
Топ-5 регионов России
1 – Москва - 0.61
Краснодарский край - 0.61
2 - Санкт-Петербург - 0.55
3 - Республика Татарстан - 0.51
4 - Московская область - 0.49
5 - Свердловская область - 0.47
Индекс позволяет понять, как наиболее эффективно вложить ресурсы в развитие туристического продукта регионов России, уточнить и скорректировать решения по развитию туризма.
Индекс туристической привлекательности поможет сделать еще один шаг к созданию и продвижению уникальных туристических продуктов регионов России.