Автор отзыва:
Куда меня в Москве только не заносило, но вот побывать в заброшенном научном институте — такое для меня впервые. А главное, времени на такие прогулки не сильно много (именно в этом месте), бывшие цеха и лаборатории «НИИР-Фазотрон» в ближайшее время будут снесены. А пока есть возможность, гид экскурсионного бюро«Москва глазами инженера» Екатерина Прончева проводит там экскурсии.
В начале прошлого века в районе, располагающемся неподалеку от Тверской, был построен завод для производства авиационных приборов. Назывался он тогда завод «Авиаприбор». В годы Великой Отечественной войны завод освоил выпуск радиолокационных изделий. После войны при заводе начало действовать конструкторское бюро, которое приступило к разработке радиолокационного оборудования для истребителей-перехватчиков.
Начали мы экскурсию с осмотра бывших Прусаковских бань (архитектор Густав Гельрих). Сейчас конечно очень удивительно было увидеть, как они выглядели при постройке — никаких деталей не сохранилось, но зато был надстроен еще один этаж.
Внутри сохранился исторический фасад, но внутри и строили без изысков.
Внутри от бань уже давно ничего не осталось, кроме чугунных колонн, еще с тех пор когда здесь разместились помещения НИИР.
Но обстановка конечно не очень, ощущение, что люди покидали помещение бегом...
Помимо авиационных приборов здесь выпускали и чертежные приборы и даже проигрыватели для пластинок.
Одно из старейших зданий НИИ, тоже подвергшееся перестройке.
Одно время конструктором здесь работал Адольф Толкачев, который из идейных соображений стал американским шпионом и за годы с 1979 по 1985 год предоставил много секретной информации о проектах научного института.
Возможно он работал именно здесь — в лабораторном корпусе.
Первый этаж совершенно обычный.
А вот на третьем этаже находится удивительное — башня высотой 20 метров.
Это камера для антенных измерений.
В здании института, где были самые большие помещения художники «Электрических мастерских» организовали выставку «Искусство под снос». Манифест выставки: «Искусство временно. Скоро здесь будет пустота. Но это тоже временно...»
Четкого плана у выставки нет, можно пройтись по производственным помещениям и где-то встретить работы художников.
А где-то просто разруха, как и в других цехах...
Работы Ольги Мун (художник, керамист, фотограф) из проекта «ОТЪЕДИНЕНИЕ»
Москва иногда бывает совершенно разной.
Текст и фото: Анастасия Субботина