Автор отзыва:
Куда меня в Москве только не заносило, но вот побывать в заброшенном научном институте — такое для меня впервые. А главное, времени на такие прогулки не сильно много (именно в этом месте), бывшие цеха и лаборатории «НИИР-Фазотрон» в ближайшее время будут снесены. А пока есть возможность, гид экскурсионного бюро«Москва глазами инженера» Екатерина Прончева проводит там экскурсии.
В начале прошлого века в районе, располагающемся неподалеку от Тверской, был построен завод для производства авиационных приборов. Назывался он тогда завод «Авиаприбор». В годы Великой Отечественной войны завод освоил выпуск радиолокационных изделий. После войны при заводе начало действовать конструкторское бюро, которое приступило к разработке радиолокационного оборудования для истребителей-перехватчиков.
Начали мы экскурсию с осмотра бывших Прусаковских бань (архитектор Густав Гельрих). Сейчас конечно очень удивительно было увидеть, как они выглядели при постройке — никаких деталей не сохранилось, но зато был надстроен еще один этаж.

Внутри сохранился исторический фасад, но внутри и строили без изысков.

Внутри от бань уже давно ничего не осталось, кроме чугунных колонн, еще с тех пор когда здесь разместились помещения НИИР.

Но обстановка конечно не очень, ощущение, что люди покидали помещение бегом...



Помимо авиационных приборов здесь выпускали и чертежные приборы и даже проигрыватели для пластинок.



Одно из старейших зданий НИИ, тоже подвергшееся перестройке.

Одно время конструктором здесь работал Адольф Толкачев, который из идейных соображений стал американским шпионом и за годы с 1979 по 1985 год предоставил много секретной информации о проектах научного института.
Возможно он работал именно здесь — в лабораторном корпусе.

Первый этаж совершенно обычный.

А вот на третьем этаже находится удивительное — башня высотой 20 метров.

Это камера для антенных измерений.

В здании института, где были самые большие помещения художники «Электрических мастерских» организовали выставку «Искусство под снос». Манифест выставки: «Искусство временно. Скоро здесь будет пустота. Но это тоже временно...»


Четкого плана у выставки нет, можно пройтись по производственным помещениям и где-то встретить работы художников.

А где-то просто разруха, как и в других цехах...

Работы Ольги Мун (художник, керамист, фотограф) из проекта «ОТЪЕДИНЕНИЕ»


Москва иногда бывает совершенно разной.
Текст и фото: Анастасия Субботина