КИНО ПРО КИНО. Рецензия на фильм "Фестиваль Рифкина"

Автор отзыва: 

Фестиваль Рифкина

"Кино - это снятый на плёнку сон" (Эпиграф)

Морт Рифкин - эксцентричный киноман, который приехал сопровождать свою жену журналистку на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Когда-то Морт был весьма успешным профессором кинематографии, сейчас же он делает тщетные попытки написать шедевральный роман. Супруга Морта Сью приехала на Кинофестиваль ради сотрудничества с режиссёром Филиппом, чьи фильмы Морт считает несколько надуманными и претенциозными. К тому же он очень обеспокоен отношениями своей супруги с молодым режиссёром, которые по его мнению, часто выходят за рамки профессиональных. Магия самого красивого города Испании, романтическое настроение, престижный мировой кинофестиваль затягивают Морта и Сью в водоворот приключений и соблазнов, меняя жизнь супружеской пары навсегда.

Представлять Вуди Аллена как режиссёра не имеет никакого смысла, потому как в каких-либо представлениях он совершенно не нуждается. Его фильмография бесконечна, фильмы его имеют свой особый психологический склад. "Энни Холл", "Загадочное убийство на Манхэттене", "Проклятие нефритового скорпиона", "Матч Поинт", "Полночь в Париже", "Пули над Бродвеем", "Преступления и проступки", "Вики Кристина Барселона" и многие-многие другие - все эти кинокартины не просто на слуху буквально у каждого, но и большинство из нас смотрели их не по одному разу. За свой великолепный фильм "Энни Холл", в котором так удачно сыграла подруга Вуди - Дайан Китон, он получил целых четыре "Оскара" и был номинирован на "Лучшую мужскую роль", которую сам и исполнил. Вообще, у Аллена с премией "Оскар" взаимотношения более чем тёплые: его кинокартины были шестнадцать раз номинированы в категории "Лучший оригинальный сценарий", семь раз - в категории "Лучшая режиссура", три раза номинированы в категории "Лучший фильм".

Вот и кинокартина "Фестиваль Рифкина" получилась по-Алленовски оригинальной, имеющей только ему присущие специфические черты. Повествование в фильме начинается в кабинете психолога и построено, как рассказ Морта о своём прошлом. Притом личность психолога остается скрытой от зрителя, ведь его стул всегда повёрнут к Морту, но от экрана. Таким образом, Аллен делает зрителя не просто соучастником поездки главного героя на Кинофестиваль, а предлагает всем сидящим в кинозале услышать всю историю жизни Морта Рифкина и понять причину его несчастий. Роль интеллектуала Морта Рифкина в фильме играет Уоллес Шоун и для него это, пожалуй, одна из самых значительных ролей в его кинокарьере. Морт в его исполнении получился персонажем вдумчивым, естественным, то есть таким, каким и должен был быть по замыслу Аллена.

Актёрский состав кинокартины "Фестиваль Рифкина" несколько удивляет, Вуди Аллен ухитрился собрать на экране очень разнообразных людей с такими непохожими актёрскими амплуа. В кинофильме Вуди Аллен объединил: прекрасную и нежную Елену Анайя, любимицу режиссёров Педро Альмодовара и Хулио Медема; яркую и стильную Джину Гершон, которая сделала впечатляющую карьеру не только в кино, но и на Бродвее, телевидении, в качестве автора песен, музыканта и писательницы; известнейшего французского актёра Луи Гарреля, которого абсолютно любой зритель помнит по великолепной кинокартине Бернардо Бертолуччи "Мечтатели"; неистового и хаотичного испанского актёра Серхи Лопеса, неоднократно номинированого на премию "Гойя". И довершает этот парад талантов несравненный саракастичный Кристоф Вальц, который за очень небольшой временной период снялся у многих известных режиссёров и был удостоен массы наград.

Но внутренняя основа фильма рассказывает нам конечно не про внешнюю мишуру Кинофестиваля, он всего лишь является яркой окантовкой к диалогу Морта Рифкина с самим собой. Ведь по сути каждый диалог главного героя фильма Вуди Аллена сводится к имманентному монологу.

Там где-то далеко в солнечном Сан-Себастьяно проходит какой-то свой самостоятельный кинофестиваль, который ни коим образом не касается Морта. А вот у джентльмена Рифкина внутри себя проходит кинофестиваль совершенно другого содержания. Он неспешно воскрешает в своих воспоминаниях обстоятельства минувших дней: своих родителей, их дом и особенности быта; бывшую возлюбленную, отдавшую предпочтение его брату; преподавание режиссуры в Университете, свой неуклюжий брак со Сью. Воспоминания эти возникают в его голове посредством удачно подобранных к моменту чёрно-белых интермедий, созданных Вуди Алленом по мотивам фильмов культовых режиссёров 50-60-х годов.

Открываются ностальгические видения сатирической реминисценцией на фильм великого маэстро Феллини "Сладкая жизнь". Притом воплощена Алленом она настолько мастерски, что с первых кадров сама сцена просто завораживает обилием визуальных параллелей с оригиналом. Далее идут аллюзии на фильмы: "На последнем дыхании" Жана-Люка Годара, "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, "Скромное обаяние буржуазии" Луиса Бунюэля и "Седьмая печать" Ингмар Бергман. Вот из этих пяти фильмов и состоит личный Кинофестиваль Рифкина, а не из тех что показывают в действительности на фестивале в Сан-Себастьяно.

Сны и иллюзии воображения главного героя неспроста были решены создателями фильма - Вуди Алленом и его оператором Витторио Стораро - в чёрно-белой гамме. Они отчётливо контрастируют в сравнении с цветными красочными экстерьерами фестиваля и видами города Сан-Себастьяно. Цветной реальный мир и монохромный иллюзорный резко противопоставляются друг другу не случайно. Таким образом, Аллен и Стораро, на протяжении всего фильма, ведут со зрителем изящный визуальный диалог, раскрывая глубину натуры Морта Рифкина.

Во всех случаях кинокартина "Фестиваль Рифкина" стоит того, чтобы её посмотреть, а искрометный юмор, которым изобилует фильм, заставит многих его пересматривать.

Ксения Бординова

Фото: кадр из фильма

Раздел: 

Метки: