Сегодня в Медиацентре "Комсомольской правды" в рамках дискуссионного клуба "Восток" состоялся круглый стол, посвященный русскому балету.
Выступавшая с приветственным словом Олеся Носова (генеральный директор и генеральный редактор Медиагруппы «Комсомольская Правда») поделилась тем, что коллектив Издательского дома "Комсомольская правда" награжден орденом Почёта. Это первый российский орден "Комсомолки". Культурный обозреватель "Комсомольской правды" Настя Плешакова стала членом жюри "Золотой маски".
Олеся Носова
Главная тема встречи - "Русские сезоны" Сергея Дягилева, которые сыграли большую роль в популяризации русской культуры и способствовали установлению моды на всё русское. А балеты, показанные во время первых сезонов, среди которых балеты на музыку И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» остаются современными и сегодня.
Во встрече приняли участие: народный артист Российской Федерации Андрис Марисович Лиепа, художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета Максим Перов, премьеры Большого театра Игорь Цвирко и Денис Родькин, балетмейстер-постановщик Никита Высоцкий, исследователь современной европейской хореографии - Вита Хлопова.
Творческая жизнь присутствующих на встрече, так или иначе пересекалась с балетами М.Фокина, "Русскими сезонами" и личностью Сергея Дягилева.
Андрис Лиепа уже много лет, начиная 1993 года, занимается восстановление балетов Михаила Фокина. Им были восстановлены "Жар-птица", "Петрушка" и "Шехеразада", которые идут на сцене Мариинского театра. Это стало возможным , благодаря знакомству Андриса с внучкой Михаила Фокина, Изабель.
Андрис Лиепа
"Дягилева можно назвать, как и Петра I, человеком прорубившим окно в Европу, только для русского искусства. Эти спектакли стали шедеврами. < ... > Эти спектакли по праву принадлежат России так же как и принадлежат Западу. Показанные впервые в Париже, эти спектакли считаются французскими, но они созданы русскими деятелями культуры. И они принадлежат нам по праву", - ометил Андрис Лиепа.
Небольшой спойлер ))) В этом году, возможно уже в конце этого сезона на сцене Большого театра в рамках "Вечера И.Стравинского" будут показаны балеты "Жар-Птица" и "Петрушка". Возобновлять балеты будет Андрис Лиепа. Спектакли будут идти в оригинальных декорациях А.Головина ("Жар-Птица") и А.Бенуа ("Петрушка"). Есть у Андриса и мечта перенести на сцену Большого балет "Шехеразаду".
"Для меня работа над этими спектаклями никогда не прекращается. В каждой новой версии мы открываем что-то новое и интересное. Мне кажется, что нужно относиться к этому наследию, как золотому запасу. Эти спектакли были созданы более 100 лет назад. Они актуальны и сейчас" - добавил Андрис.
Современную версию балета «Шут», для которой Дягилев специально в 1918 году заказал музыку у Сергея Прокофьева, поставил молодой и талантливый хореограф Никита Высоцкий. Балет был показан 27 марта 2023 года на сцене театра "Русская песня" и приурочен к юбилею Сергея Дягилева. Главные роли в спектакле исполнили премьер Большого театра Игорь Цвирко и прима-балерина Кремлевского балета Екатерина Первушина вместе с коллективом «Русский балет», под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
Никита Высоцкий
Отвечая на вопрос модератора встречи, Никита Высоцкий сказал, что является большим фанатом музыки Прокофьева: "Это тот композитор, который внес в балет музыкальную целостность. Он писал балет как симфонию. Это не лоскутное одеяло, собранное частями, полноценное произведение". Никита добавил, что это лишь малая часть "Русских сезонов", так как не готов полностью вдаваться в эту тематику, а главным критерием для него был композитор, с чьей музыкой хотелось поработать. "У спектакля непростая судьба. К сожалению, не было достойного балетмейстера, способного поставить балет. Постановкой, в основном, занимался сценограф - Михаил Ларионов, и она больше походил на дефиле, чем на балет. <...> Мы изменили сценарий, либретто и сделали целостный часовой спектакль " - добавил Никита Высоцкий.
"Сохранение наследия или революция? Мне кажется одно без другого невозможно. Если мы не будем знать что было у нас за спиной, то мы не сможем сделать ничего нового, революционного - сказал Максим Петров. - Эти две вещи могут сосуществовать."
Максим также поделился тем, что ему, как хореографу, интересно что он может привнести из сегодняшнего дня в танец, но основываясь на классической лексике. В возглавляемом им театре "Урал Балет", Максим Петров поставил свою версию "Послеполуденного отдыха фавна".
"Моя задача, мой интерес он такой - работать с классическим языком и пытаться найти что-то новое, найти какое-то новое соединение движений. Но так же мой интерес состоит, возможно в чем-то пересекаясь с Дягилевым, это создание нового. Не только брать готовые сюжеты и музыку, которые можно переосмыслить, но и заказывать новую музыку" - добавил Максим.
В настоящий момент петербургский композитор Юрий Красавин пишет музыку для "Урал балета". Это будет спектакль на основе сказки Ершова "Конек-Горбунок". Предварительная работа по постановке должна начаться в феврале.
Новую премьеру готовит и Денис Родькин. Балет "Дягилев". Сергей Владимирович Шитьков — сопредседатель организационного комитета Фестиваля культурного поиска «Нам нужен Дягилев», обратился к Денису с просьбой возобновить балет "Треуголка" или поставить новую хореографию. В ответ Денис предложил поставить балет, где Сергей Павлович Дягилев был бы главным персонажем. Где молодой танцовщик мог бы показать всю многогранность личности Дягилева.
"Мы будем двигаться вперед, если будем создавать что-то новое" - сказал Денис Родькин. По словам Дениса, это будет спектакль в спектакле, где зритель увидит закулисный мир времен Дягилева. Ставить спектакль будет молодой и уже довольно известный хореограф - Алессандро Каггеджи. Главного персонажа - Сергея Павловича Дягилева - будет исполнять Денис Родькин. Художником по костюмам приглашен известный российский модельер Игорь Чапурин. Пока неизвестно на какой площадке будет показан спектакль, но Денис уверен что это будет интересно и что постановочной группе удастся создать что-то новое ни на что не похожее.
Во Франции до сих пор существует культ Дягилева, культ "Русских сезонов", культ отдельных артистов. Ведь как уже было сказано именно во Франции, в Париже состоялись премьеры большинства дягилевских спектаклей. И французы, парижане считают эти спектакли своим наследием. Имя Дягилева носит площадь перед Парижской Оперой (Опера Гарнье).
И интерес к русскому балету во Франции сейчас ничуть не меньше, чем во времена "Русских сезонов". "Когда я разговариваю со своими французскими коллегами и рассказываю что я из России и танцевала там-то и училась там-то, меня начинают заваливать вопросами: как это все, а чем отличается техника. Расскажите" - поделилась с присутствующими по прямой связи из Парижа Вита Хлопова. Она также добавила, что интерес к русскому балету сохраняется. Париж ждет возможности, когда можно будет увидеть современный русский балет.
Завершая встречу Игорь Цвирко рассказал о том, почему важно не только смотреть балет, но и рассказывать о нем. Важно говорить и о наследии и о том, что создается нового.
В конце прошлого года Игорем Цвирко был представлен гала-представлении "Классика русского балета". Его главной задачей Игорь назвал "образовательный, ознакомительный, поучительных ликбез на тему русского балета, его происхождения". Игорь так же добавил, что для него, при составлении программы, было важно рассказать "быструю, но содержательную хронологию. <...> Перед каждым номером мы дaвали справку. Информативную, с небольшими вставками о фактах, которые способствовали созданию того или иного произведения."
Дягилев обладал удивительным магнетизмом, который привлекал к себе талантливых людей, объединять их.
Почти сто лет прошло со дня смерти Дягилева, но он и сейчас продолжает привлекать и объединять.
В завершении, каждый участник сделал пожелания "Комсомолке" (ведь встреча проходила в Медиацентре "Комсомолки") на ближайшие 100 лет.