«Квартирник во дворце. Илзе Лиепа»

Аватар пользователя Анна

Придя на открытие выставки "Зеленые дворцы" я неожиданно увидела рекламу – «Квартирник во дворце. Илзе Лиепа». Я давно не хожу на такие мероприятия, но тут захотелось пойти.

Спасибо большое сотрудникам музея-заповедника, и лично Наталье Аредовой, за возможность побывать на этой встрече.

Илзе Лиепа не нуждается в представлении. Но, как и ведущая встречи, директор музея Елизавета Борисовна Фокина, я все же представлю гостью: российская балерина, актриса театра и кино, народная артистка РФ, народная артистка Карелии, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Русской национальной балетной школы, председатель президиума Благотворительного фонда содействия развитию хореографического и изобразительного искусства - Илзе Лиепа.

Илзе Лиепа и Елизавета Фокина

Илзе Лиепа и Елизавета Фокина

Когда говорят "квартирник" - представляется небольшое уютное, камерное, помещение. Баженовский зал дворца совсем не подходит под это определение. Но встреча получилась удивительной, по-домашнему теплой и очень интересной.

Илзе с невероятной любовью рассказывала о семье: отце, маме, брате. О театре, творчестве и многом другом.

Казалось бы, что будущее детей, родившихся в семье известного танцовщика Большого театра, предопределено априори. Но как рассказала Илзе, лишь со временем она поняла, что это совсем не так. На их с Андрисом выбор повлияло то отношение к театру, профессии, которое они видели у отца.

-3

Я позволю себе привести здесь некоторые цитаты из ее рассказов, из её ответов на вопросы.

«Когда я поступила в училище, отец посадил меня напротив, и сказал: "А теперь запомни - твоё детство закончилось"».

«Отец нам всегда говорил: "Помните, что вы дети Лиепы и то, что простится другому, не простится вам"».

Отвечая на вопрос о брате, Илзе рассказала о поддержке которую всегда чувствовала с его стороны. Именно брат помог ей понять, чего она хочет на самом деле.

"Творчество оно везде. Вокруг. Брат мне помог передвинуть стрелки внутреннего барометра. Почему-то мне казалось, что творчество и Большой театр они неразрывны."

"Когда ты меняешься внутри - меняются и обстоятельства твоей жизни."

"Я была никто, но я была с фамилией Лиепа. Первый творческий вечер в зале им.Чайковского по сути решил мою судьбу."

Сложно не согласиться... Хотя, как сказала Илзе: фамилия не только помогает, но и обязывает.

Первый сольный творческий вечер балерины «Жизнь без слов» состоялся в 1989 году на сцене Концертного зала имени Чайковского. Илзе Лиепа исполнила семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы».

-4

Отвечая на вопрос о травмах, которые сопутствует профессии, Илзе рассказала две истории из жизни. Слушая её первый рассказ, мне вспомнилось, как однажды мы пересеклись с ней в балетном зале. Я восстанавливалась после такой же травмы, как была у Илзе. Мы с ней разговорились и она дала советы, которые мне очень помогли.

Очень интересным был рассказ о создании балета "Пиковая дама". Премьера спектакля, поставленного Роланом Пети, состоялась в Большом театре 26 октября 2001 года.

Уникальность этого спектакля в том, что у исполнителей главных партий не было замены. Не было второго состава.

"Это значит, когда ты в зале с хореографом, нет никого лишнего. Никто не смотрит тебе в ноги, никто не смотрит на тебя, ты ни на кого не смотришь. Это дает удивительную свободу".

-5

БольшУю часть жизни Илзе занимает балетная школа, основанная Илзей и Марией Субботовской в 2001 году. В следующем году школе исполняется 25 лет.

Балетная школа уникальна тем, что, будучи общедоступным учреждением дополнительного образования, она обладает высоким уровнем преподавания и собственными методиками обучения. При участии коллектива профессионалов разработала собственную программу образования, гармонично сочетающую музыкальную ритмику, хореографию и программы раннего развития.

Илзе Лиепа считает, что найти способного к балету ребенка - это как найти иголку в стоге сена. «Это очень сложно. Сейчас требования огромные. Все говорят: физика, природа, физиология. ... мы видим, что балет совершенствуется: вертятся много, прыгают высоко. Но как сказал Мариус Петипа: "Балет - это серьезное искусство, а не какие-то там прыжки, и вращения, и поднимание ног выше головы"».

-6

Отвечая на вопрос, заданный из зала, о еще одной "роли" - "роли" матери, Илзе сказала, что все что они с Марией Субботовской хотели реализовывать в их школе, они делали так, как бы делали для сои девчонок (дочерей).

"Мы хотели бы, чтобы девчонки слушали классическую музыку. <...>Как сделать так, чтобы дети могли хоть чем-то наполниться. Это огромная сложность сегодняшнего дня. Дать детям максимально. Наполнить их душу. И я абсолютно уверенна, что любой ребенок, чем бы он потом не занимался в жизни, и какие бы у него не были способности (математические, айтишные и другие) объем гуманитарных знаний должен быть обязательным.

А еще Илзе считает, что всем девочкам без исключения нужно заниматься балетом. Балет, не как профессия, а как часть жизни воспитывает людей "другой породы".

"Балет, в наше время, это обязательное условие воспитания девочки, как минимум до 12 лет"

-7

Ну и еще немного официального.

Илзе Марисовна Лиепа – член Рабочей группы Государственного совета по направлению «Культура». Регулярно принимает участие и выступает на заседаниях группы. Является также членом Комиссии по культуре, науке и образованию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Является членом Правления некоммерческой организации «Союз женских сил». Член Правления Региональной Общественной организации содействия развитию женского движения «Форум женщин Москвы» под председательством уполномоченной по правам человека в Москве Т. А. Потяевой.

Заслуги Илзе Марисовны Лиепы отмечены, помимо государственных, следующими наградами: знак Губернатора Московской области «Почетный знак Преподобного Сергия Радонежского», почетная грамота Главы городского округа Самара 1 степени за организацию социально-значимого проекта «Князь Владимир: самарская страница».

Раздел: