Автор отзыва:
Жостовская роспись является одной из визитных карточек России. Оформленные талантливыми художниками жостовские подносы украшают быт, являются предметом интерьера не только у сограждан, но и многих зарубежных гостей, посетивших нашу страну и пожелавших увезти с собой на память её частичку.
Этим летом Жостовская фабрика декоративной росписи в рамках фестиваля «Русское поле» отмечает своё 195-летие.
В честь знаменательного события жостовские мастера завершают создание уникального Царь-подноса - самого большого декоративного блюда, которое будет представлено в Москве 29 августа.
5 августа оргкомитетом фестиваля был организован пресс-тур…
…где «акулам пера» рассказали об истории Жостовского промысла, которая восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости появились мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Их мастерская была открыта в 1825 году.
Первые жостовские подносы изготавливались из папье-маше, как и выпускавшиеся вместе с ними баульчики, табакерки, марочницы и шкатулки. Позже стали изготавливать подносы из металла.
Упоминания жостовских металлических подносов относятся к 1839 году в указателе Всероссийской промышленной выставки и в 1843 году в указателе третьей Московской выставки российских мануфактурных изделий.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Жостовским букетам присуща яркость красок.
Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зелёные
Край подноса обычно украшают лёгким, ажурным растительным орнаментом
Представителей СМИ познакомили с процессом росписи
В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность.
Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер.
Качество изделий подтверждено сертификатом.
Журналисты также смогли попробовать свои силы в художественной росписи и пообщались со спикерами мероприятия
С приветственным словом выступил Генеральный директор ООО «Жостовская фабрика» Андрей Климачев. Рассказал о сегодняшнем дне фабрики и об её интеграции в современном мире. И, конечно же, поговорили о Царь-подносе.
Вот его эскиз (фото предоставлено пресс-службой фестиваля)
Заготовку делали из стального листа толщиной 5 миллиметров. Масса изделия 84 килограмма. Размеры 210 х 150 мм (фото предоставлено пресс-службой фестиваля)
Главный художник фабрики Михаил Лебедев поделился подробностями:
- Мы хотели, чтобы каждый работающий художник вложил в создание этого подноса частичку своей души. Поэтому перед тем как приступить к росписи, сделали небольшой скетч, где каждому мастеру прописали отдельный цветок. А дальше сами художники вносили от себя дополнения.
Пока что экспонат скрывают от посторонних глаз, так как любая пылинка, попавшая на поверхность, может испортить рисунок. Руководитель оргкомитета фестиваля «Русское поле» Маргарита Железнова проинформировала прессу, что уже подана заявка в Книгу рекордов России и её представители приедут фиксировать достижение.
А там и до Книги рекордов Гиннесса недалеко.
Текст и фото: Василий Полежаев / Москультура