Дата мероприятия:
26, 27 и 28 сентября в Центре восточной литературы пройдут встречи-вечера вопросов и ответов на самые разные темы японской культуры периода Эдо (1603—1868). На выставке, специально подготовленной к циклу встреч, гости смогут увидеть оригиналы японских книг из собрания Центра восточной литературы РГБ. Партнёром библиотеки в организации этого цикла стал издательский дом «РИП-холдинг».
Четверг, 26 сентября: книга Анны Пушаковой «Повседневная жизнь Японии
периода Эдо (1603—1868) в гравюре укиё-э»
Автор книги и участники встречи поговорят об устройстве крупнейших городов Японии, о бытовых условиях жизни японцев, о развлечениях и в целом о вещах и явлениях, которые были обычными и привычными для городских жителей периода Эдо (1603—1868), а также о повседневной жизни горожан Японии, отображённой в традиционной гравюре укиё-э.
Спикер:
Анна Пушакова, специалист в области истории японского искусства периода Эдо. Автор ряда книг, посвящённых японскому искусству. Окончила Российский государственный гуманитарный университет, направление «История искусств», профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры». В течение пяти лет являлась хранителем фонда «Живопись и графика Дальнего Востока» в Государственном музее Востока, а сейчас участвует в ряде зарубежных научных проектов, преподаёт историю искусства Японии и Китая в МГПУ.
О книге:
Книга посвящена повседневной жизни Японии, отображённой в традиционной гравюре укиё-э. Городская планировка, торговля и развлечения, религиозные фестивали и праздники, еда и образование — издание рассказывает о различных аспектах жизни японского общества. Гравюры позволяют расширить знания обустройстве крупнейших городов Японии, о бытовых условиях жизни японцев. Авторы гравюр — знаменитые художники периода Эдо.
Встреча пройдёт в Центре восточной литературы с 19:00 до 20:30.
________________________________________
Пятница, 27 сентября: книга Родиона Жирнова
«47 ронинов. Легенда как искусство»
Кем были и существовали ли на самом деле эти 47 ронинов? Кто они: праведники или мятежники? Исследуем взаимодействие исторического события «инцидент с ронинами из Ако» с легендой о «праведных самураях из Ако». Существуют ли какие-то причинно-следственные связи между этими двумя явлениями? Насколько правдива эта легенда? Как повлияли реалии на легенду и легенда на реалии Японии периода Эдо? Как получилось, что история о 47 ронинах уже сотни лет живёт в театре и гравюре, в кино и на эстраде?
Спикер:
Родион Жирнов — журналист, специалист в области исторических расследований и культуры Японии XVIII века.
О книге:
Когда январской ночью 1703 года 45 самураев, бывших на службе у даймё Асано Наганори, врывались на территорию усадьбы дворцового распорядителя Киры Ёсинаки, они менее всего задумывались, что их деяние станет одним из элементов, составляющих мировое представление о традиционной японской культуре. Однако последующие события повернулись именно таким образом, а ронинам понадобилось всего лишь пятьдесят лет для того, чтобы превратиться из 45 (или 46) исторических налётчиков на эдосскую усадьбу в легендарных «47 праведных самураев из Ако»…
Ронины из Ако не были примером для подражания у самурайского сословия, но были моделями, по которым люди из других сословий оценивали самураев. Именно об этом, а также о разнице между историей и легендой идёт речь в издании.
Изобразительный ряд книги состоит из японских ксилографий укиё-э на тему легендарных событий, связанных с сюжетами о «праведных самураях из Ако» в театре и устных сказаниях-кодан. Многие из представленных в издании листов либо редко, либо вообще никогда прежде не публиковались.
Встреча пройдёт в Центре восточной литературы с 19:00 до 20:30.
Суббота, 28 сентября: книга Анны Пушаковой «Сюнга. Откровенное искусство Японии»
«Сюнга» - это японский термин, который традиционно используется для обозначения всего корпуса эротических изображений: от живописных свитков до популярной печатной гравюры.
В течение периода Эдо (1603—1868) эротические изображения создавали большинство художников укиё-э («картины плывущего мира») — в том числе Хисикава Моронобу, Исода Корюсай, Китагава Утамаро и многие другие. А прославившийся в XIX веке как в Японии, так и на Западе Кацусика Хокусай создал одно из наиболее известных произведений в истории сюнга — «Сон жены рыбака».
По всей видимости, сами художники не считали работу над этими изображениями чем-то постыдным. Так почему же печатные книги и отдельные изображения подобного содержания неоднократно попадали под запрет в Японии? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучат в ходе встречи с автором книги Анной Пушаковой.
О книге:
«В этой книге многое впервые. Впервые на русском издаётся книга, посвящённая японской откровенной гравюре сюнга. Впервые в издании представлено более семисот произведений. Когда мы их отбирали из трёхтысячной коллекции, шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться нехорошо, но это действительно круто!» — рассказала Валентина Крылова из издательства «РИП-холдинг».
Встреча пройдёт в Центре восточной литературы с 18:00 до 19:30.
16+