АНТОН ЛОМАЕВ

Аватар пользователя Анна

Антон Ломаев - замечательный художник, известный прежде всего как иллюстратор книг для детей. С его рисунками выходили "Кот в сапогах" и "Красная Шапочка" Ш. Перро, "Маленький Мук" В. Гауфа, "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик" и другие сказки Андерсена. С художником поговорила писательница Валерия Вербинина.

- Антон, расскажите о вашей выставке, которая сейчас проходит в петербургской Центральной детской библиотеке им. Пушкина.

С удовольствием. Выставка проходит в рамках первого в Петербурге Бьеннале книжной графики "Книга как искусство". Во многих библиотеках города открылись выставки художников, работающих с книгой, проходят встречи и мастер-классы. Моя выставка проходит в Центральной детской библиотеке им. Пушкина по адресу Большая Морская дом 33. Она не одинока в этом старинном замечательном доме, тут же проходит и выставка Бориса Аникина – для меня классика, конечно, книжной иллюстрации. Так что эта  выставка стала и поводом для личного и более близкого знакомства с уважаемым мною художником.

 

- Есть ли какая-то книга, над иллюстрациями к которой вы работали с особенным удовольствием?

Отвечу предсказуемо. Любишь то, над чем работаешь сейчас. Если книга или тема меня не увлекает, то я попросту не возьмусь за нее. Во время работы я стараюсь максимально глубоко погрузиться в тему, эпоху, характер книги. Сейчас, к примеру, я работаю над довольно большой своей собственной книгой о цирке. Так что стараюсь изучать и приближаться к этой теме. Получаю от этого большое удовольствие. Да и не удивительно. Тема привлекательная и вкусная для графического воплощения.

- Как вы подходите к работе - читаете текст или дополнительно изучаете еще источники об авторе, об эпохе?

Да. Конечно. Читаю как можно больше. Не только сам текст, но и тексты автора вокруг конкретного произведения. Читаю об авторе. Иногда прочитанное и узнанное просит отдельного выхода. Так, например, когда я работал над большим своим проектом «Щелкунчик и мышиный король», подобное попутное чтение привело к тому, что я написал в дополнение к сказке Гофмана свое довольно пространное послесловие, большей частью просвещенное жизни писателя.

- Публика знает вас как художника для детей, но вы ведь иллюстрировали и другие книги. Расскажите о них.

Я люблю детскую книгу, но иногда чувствую потребность отвлечься от детской темы. Все не стану перечислять из того, что делал для «взрослой» книги, но упомяну наиболее важное для себя за последние годы. Это «Одесские рассказы» и «Конармия» Бабеля, «Моби Дик» Мелвила — книга, кстати, весьма успешная не только в России. После того как «Моби Дик» с моими иллюстрациями вышел во Франции, издательство Сарбакан заказало мне серию иллюстраций с «Охотникам на волков» Джеймса Кервуда. Это последняя из сделанных мною книг. И она как раз для взрослых.

 

- У вас недавно вышла книга "Колыбельная для маленького пирата". Почему вы решили начать сочинять сами?
 

Для меня это довольно естественное продолжение работы художника книги. Кроме того я трижды папа. Если ты работаешь с чужим текстом, то тебе приходится подстраиваться под него, а если сочиняешь книгу полностью, то это состояние полной свободы, во-первых. Ну и во-вторых, если речь идет о рисованной книге для детей, то быть автором и текста и иллюстраций — это еще и совершенно особенный опыт, когда книга растет одновременно, и текст и оформление. Меня очень увлекает идея такого цельного сочинения книги. «Колыбельная» - первый опыт, но вот сейчас я работаю над второй своей авторской книгой. Она посвящена детской мечте о цирке, и будет называться немного странно — «Бом-Бом-Бом!»

 

- Вы иллюстрировали много книг, а есть ли такая, к которой вы мечтаете нарисовать рисунки в будущем?
 

Гоню от себя дальние планы, хотя невольно думаю о них. Слишком далеко планировать свою работу не хочу. Можно перегореть. У меня был такой печальный опыт, когда по независящим от меня причинам приходилось откладывать придуманную в голове и первых рисунках книгу в сторону. А к тому сроку, когда я смог как следует взяться за нее, много внутри меня из задуманного перегорело, и результатом я не вполне доволен. В этом случае ты становишься исполнителем идеи, которая в какой-то степени становится тебе чужой.

 

- Сколько времени занимает работа над иллюстрациями к детской книге - такой, например, как "Кот в сапогах", где на рисунках множество мелких персонажей, и каждый прорисован индивидуально?

 Скажем так — на одну иллюстрацию уходит от трех до десяти дней. Хотя я не считаю работу в отдельных иллюстрациях. Смотрю на книгу как на цельный проект, внутри которого этапы разнятся и по времени и по сложности. Самый важный, но и самый короткий по времени — работа над эскизами. Само выдумывание книги как цельного предмета. Это наиболее творческий и любимый мной этап работы.

 

- Какие книги в детстве произвели на вас особенное впечатление?

Трудно что-то выделить. Я был довольно таки читающий мальчик. Лет с пяти читал самостоятельно. Но проходил то, что и все советские дети — сказки, приключенческую литературу, фантастику, а чуть позже русскую и мировую классику литературы…

- Что вас больше всего вдохновляет в работе?
 

Пространство мастерской. С годами я обустроил свою мастерскую таким образом, что само ее устройство, свет и прочее настраивает меня на работу. Ну и для меня важно, что моя мастерская никак не связанна с бытовой жизнью. Это отдельное пространство, где можно оставить на время незаконченную работу, уехать по делам на месяц, а по возвращении включить свет, посмотреть на материалы, лист, и попасть в то же оставленное на время состояние творческого процесса.

- И последний вопрос. Кошки или собаки?

 

Собаки, пожалуй. Но это непростой для меня выбор.

Раздел: