Цикл лекций и концертов к выставке работ Александра Лабаса
«Я был рожден удивительно точно во времени, мне этот век подходит как ни один другой»
Александр Лабас
В конце ноября 2024 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, прошедшего долгий жизненный и творческий путь от смелых футуристических экспериментов 1920-х годов, к романтике послевоенной поры и, наконец, беспредметным композициям и космической серии рисунков в контексте эпохи 1960-х—1980-х годов.
«Дух музыки» сопутствовал Лабасу всю жизнь. Обладая абсолютным слухом, он слышал музыку во время работы, подобно Кандинскому и Чюрлёнису. «Моя живопись – это симфония. Только симфония цвета» (Лабас, 1960-е). Союз живописи и музыки (цвета и звука) в мироощущении художника подсказал идею музыкально-просветительского проекта «Время, вперёд!», объединившего цикл из трех лекций и шести концертов. Проект вдохновлен не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и красота земной природы — таков неполный список тем «музыкального контрапункта». Цель проекта — раздвинуть временные и географические рамки выставки, показать связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века. Автор идеи, куратор и ведущий цикла — музыковед Юлия Де-Клерк
Первая лекция «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е» посвящена удивительному времени, когда интеллектуальный и технический пафос индустриальной культуры сочетался с особым явлением массового сознания 1920-х годов – «радостью бытия», «гимном машинерии», верой в красоту футуристических конструкций. В музыке появился новый предмет звукоизобразительности – Машина, во всем комплексе акустических и визуальных проявлений. Более того, эта машина «одушевлялась» ее создателями.
Вспоминая 1920-е Лабас писал: «В те годы я был очень увлечен современным городом, новой техникой, авиацией, движением — хотя все было тогда в зачаточном состоянии, но я смотрел в будущее». Подобно поэтам-футуристам и представителям музыкального авангарда, Лабас искал способы отразить «бег времени», ощущение расширяющегося Пространства, динамику и ускорение XXвека. Наука и искусство максимально сблизились. «Тогда было много разговоров о теории относительности Эйнштейна, совершившей поворот в науке. Мы проявляли огромный интерес к этой теории…», — вспоминал художник в Дневнике. Открытия в области физики раздвинули представления о Времени и Пространстве, в этом контексте остро встала проблема Будущего. Исследователь футуризма Р.В. Дуганов писал о новом понимании Природы: «… эстетика футуризма с его машинностью, урбанизмом, рационализмом … была эстетикой природы. Природа для футуристов — “не храм и не мастерская”, она —энергия». «Музыка XX века должна напоминать современный автомобиль», — полагал Сергей Прокофьев, для которого основным критерием являлась стихия неукротимого движения. «Многозвучный, яростный топот» «Весны священной» И. Стравинского, ее пронзительная звучность и остинатные ритмы возвестили приход некалендарного XX века. От «фабрики модернизированных лубков» (Л. Сабанеев) тянутся нити к советскому музыкальному авангарду 1920-х — «Симфонии гудков» А. Авраамова, «Рельсам» В. Дешевова, «Заводу» А. Мосолова и балету «Стальной скок» С. Прокофьева, многочисленным примерам «музыкального конструктивизма». Увлечение урбанистикой и машинерией было общеевропейским трендом, отдали ему дань и члены молодой французской «Шестёрки». А. Онеггер воплотил в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство, пытаясь с помощью оркестровки вызвать зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Поиски нового звучания музыки Будущего привели к созданию новых инструментов. Так физик и музыкант Лев Термен изобрел первый электромузыкальный инструмент терменвокс, а Иосиф Шиллингер написал для него аэрофоническую поэму — «музыку воздуха и металла».
Два концерта цикла — «Perpetuum mobile» и «Гимн машинерии» фактически являются продолжением и «иллюстрацией» первой лекции, их программы включают знаковые сочинения композиторов эпохи «музыкального футуризма» и «конструктивизма» — Э. Сати, Д. Мийо, Ф. Пуленка, членов АСМ В. Дешевова, Л. Половинкина и А. Мосолова, «русских европейцев» С. Прокофьева, И. Стравинского, американца в Париже Дж. Антейла, а также представителей второго авангарда — венгра Д. Лигети и американца Ф. Ржевски.
Вторая лекция «Бунтари и пророки Новой музыки» знакомит слушателей с творчеством выдающихся композиторов XX века, новаторов, совершивших революцию в области эстетики и музыкального языка, искавших новые «звуки» и шире — новый музыкальный континуум — К. Дебюсси, А. Скрябин, А. Шёнберг, И. Стравинский и О. Мессиан — определили пути развития музыкальной культуры XX и XXI века. Лекцию завершит концерт «Краски и звуки» из сочинений «первооткрывателей» и их последователей.
Синтез искусствбыл не только приметой времени, но и «лейтмотивом» всего творчества Лабаса. Музыка и живопись, синтез цвета и звука стали основой его метода, по определению самого художника, главными оставались «цветовой строй, цветовая поэзия и симфония красок». В поздний период, когда Лабас вернулся к абстрактной живописи, он создал цикл «симфонических композиций», демонстрирующих его постоянный интерес к синестезии и кругообразному движению, напоминающих о практике символистов и авангарда начала XXвека: В. Кандинского, А. Скрябина и А. Шёнберга. Лабас говорил о себе как о принципиальном новаторе. На фоне «борьбы с формализмом и абстракционизмом» он поставил задачу описать и проанализировать на холсте движение звука. Клод Дебюсси – первый композитор, обративший внимание на «колористическую» природу музыкальных созвучий, которого по праву можно считать предтечей сонористики, писал в начале XX века: «нет ничего музыкальнее солнечного заката!». А его младший современник Игорь Стравинский констатировал: «Если бы звучания Дебюсси можно было обратить в краски, то его сочинения заняли бы в Лувре самое почетное место». Мистик и творец «светозвука», Александр Скрябин утверждал: «Вся музыка и все вообще должно быть погружено… в световые волны, купаться в них». Убежденный новатор и разрушитель классических правил, создатель атональности, а затем и додекафонной системы Арнольд Шёнберг был уверен: «Искусство — это всегда Новое Искусство...». Оливье Мессиан, еще один творец собственной музыкальной системы композиции, сочетал интеллектуальную мысль с красочной экзотикой и пантеизмом, изощренность Востока с рациональностью Запада. Фактически все левые художники, бредившие новыми формами искусства, поисками нового языка, стремились обрести свободу творчества, чтобы создавать искусство Будущего.
Природа — одна из главных тем творчества Лабаса. Его пейзажи полны чувственной красоты, а описания возвращают нас к звукописи. Невольно вспоминаются творения Дебюсси и Чюрлёниса, Веберна и Мессиана. В начале XX века интерес к Природе и ее тайнам был подкреплен открытием Востока, с его необычным колоритом, новыми красками и ритмами, существенно обогатившими европейский словарь. У Лабаса также можно встретить ориентальные мотивы. Концерт «Магия Востока» охватывает почти все страны и континенты, куда устремилась фантазия европейских композиторов: от Персии и Китая до Мадагаскара, Средней Азии и Индии, от импрессионистов до американского минимализма 1960-х. В программе прозвучат сочинения К. Шимановского, М. Равеля, И. Стравинского, Т. Райли и других авторов. Специально для этого концерта композиторы И. Юсупова и И. Холопов делают транскрипции нескольких сочинений.
Тема войны прошла через жизнь и творчество Лабаса и его великих современников. Концерт «Пушки и музы» непосредственно связан с фактами биографии художника, эвакуацией в Ташкент, где также находились Д. Шостакович и его младший современник М. Вайнберг. В воспоминаниях Лабас рассказывал, как, пользуясь случаем, внимательно зарисовал черты лица спящего Шостаковича в вагоне, идущем в эвакуацию. В программу концерта вошли два знаменитых фортепианных Квинтета — Д. Шостаковича, созданного накануне страшной катастрофы и М. Вайнберга, написанного в 1944 году, когда война еще не стала историей.
Третья лекция «Космос как предчувствие» также непосредственно связана с «небесными странствиями» в творчестве Лабаса и посвящена космогонии в музыке от грандиозных и одновременно утонченных композиций А. Скрябина до экспериментальных опусов А. Шнитке, или К. Штокхаузена. Когда-то русский философ, родоначальник космизма Н. Федоров писал: «…Искусство начинается вместе с человеком на земле и совершается в небе». Этот тезис нашел яркое воплощение в творчестве Скрябина, утверждавшего: «<…> весь космос, вся вселенная должны стать выражением и воплощением единой музыкальной деятельности, если хотите музыки самого бытия». Завершением лекции и цикла станет просмотр первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935)В. Журавлева — о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был сам К. Циолковский. К этой легендарной ленте в 1998 году современный композитор, один из лидеров «новой волны» И. Юсупова написала ретро-футуристический саундтрек.
Лабас всегда был заворожен небесным пространством и не только мечтал о полетах, но летална аэроплане в начале 1920-х, вспоминая, как «перестал ощущать время». В 1935 году он создает футуристические панно «Город будущего» и «Полет на Луну», а в поздних рисунках 1980-х прикасается к теме Космоса с присущей ему фантазией и воображением.
В проекте примут участие известные отечественные музыканты-исполнители и композиторы, среди них Сергей Каспров, Юрий Фаворин, Арсений Тарасевич-Николаев, Алиса Тен, Екатерина Кичигина, Олеся Ростовская, Олег Худяков, Родион Замуруев, Ираида Юсупова, Игорь Холопов, ансамбли «Студия новой музыки», «Сlassica Plus», Струнный квартет ансамбля «Солисты Москвы» и другие.
О проекте на сайте музея: