18 декабря в творческом индустриальном кластере «Октава» в Туле откроется выставка «Звуковой ландшафт. Новые симфонии». Проект художника Сергея Потеряева и куратора Музея станка Анастасии Леман исследует индустриальный город через звук — фабричные гудки, шумы улиц, маршруты машин и людей, которые складываются в новую музыкальную композицию городской среды.
Отправной точкой проекта стала знаменитая «Симфония гудков» Арсения Авраамова, впервые исполненная в 1922 году в Баку, когда целый город стал музыкальным инструментом. Сергей Потеряев обращается к этому историческому жесту и переосмысливает его в современном контексте: индустриальная эпоха завершается, заводы покидают города, а звуковой рисунок городской среды меняется.
Вместо живого исполнения на улицах — как у Авраамова — новый звуковой ландшафт звучит внутри пространства музея. Основой экспозиции стали полевые записи разных городов, включая Тулу. Они воспроизводятся одновременно, формируя временную музыкальную композицию — «новую симфонию», в которой встречаются прошлое и настоящие звуки индустриального мира.
Важная часть проекта — визуализация звука. Фотографии городских ландшафтов подверглись цифровой обработке по принципу спектрограммы: изображение «деформируется» собственным звуком, и ландшафт буквально меняет форму под воздействием аудиосигнала. Так зритель видит, как звук оживляет визуальный образ, превращая его в самостоятельную художественную структуру.
Экспозиция включает: полевые записи городов; визуализации и карты звука; фотографии индустриальных районов; пояснения о каждом исследованном городе; мультимедийные объекты, объединенные в единый аудиовизуальный ландшафт.
«Концептуальной основой всех работ стала “Симфония заводских гудков” Арсения Авраамова. В 1920-е годы она объединяла город через его собственные звуки. Сегодня индустриальная эпоха завершилась, и звучание перемещается внутрь галереи — из физического пространства в пространство воображаемого. Вместо живого исполнения я использую полевые записи улиц, которые звучат одновременно, складываясь в музыкальную композицию. Фотографии ландшафтов были преобразованы с помощью звука по принципу спектрограммы, создавая новое изображение пространства», — рассказывает автор проекта Сергей Потеряев.
«С каждым новым проектом мы стремимся раскрывать город и индустриальное наследие так, чтобы зритель почувствовал живую связь с тем, что нас формирует. Эта выставка расширяет возможности музея, добавляя в него новые медиа, звук, эксперимент и смелость. Поддержка нашего учредителя Михаила Шелкова делает возможным именно такой путь — институции, которая не боится исследовать и говорить о сложном языком современного искусства», — делится генеральный директор Музея станка и кластера «Октава» Дмитрий Барсенков.
Для зрителей выставка предлагает уникальный способ восприятия индустриального наследия — через звук и цифровую визуализацию, соединяя исторические источники и современные методы.
Выставка будет работать с 18 декабря 2025 года по 30 марта 2026 года на втором этаже кластера Октава, в Музее станка.
Официальные информационные партнеры выставки: «Сноб», «Москвичка», «Del’arte».
Адрес: г. Тула, Творческий индустриальный кластер «Октава», Центральный переулок, 18, 2 этаж, Музей станка. Стоимость единого билета на временные экспозиции — 300 руб.
Фото предоставлено художником Сергеем Потеряевым





