РОСИЗО продолжает успешную серию выставочных проектов, связанных с народными промыслами.
С 7 февраля и по 30 марта в выставочных залах особняка в Петроверигском переулке можно увидеть вторую часть своеобразного триптиха, посвященного художественному наследию русских мастеров "Формы и образы. Лаки". Третья часть будет рассказывать о традиционной росписи по дереву.
Нынешняя же экспозиция становится путешествием по основным историческим точкам русской лаковой живописи. Палех, Федоскино, Мстёра, Холуй, Жостово - эти названия за многие годы существования лаковых промыслов приобрели совершенно особенное звучание. Выставка подробно рассказывает о зарождении, развитии и сегодняшней деятельности этих центров лаковой росписи.
Фабрика лаковой миниатюры Федоскино, объединившая работу отдельных мастеров в конце XVIII века, производила расписные шкатулки, чайницы, табакерки и другие бытовые предметы. И сегодня производство в Федоскино сохраняет традиции старых мастеров, передает из поколения в поколение бесценный опыт и секреты мастерства. На торжественном открытии выставки выступила акционер и директор Федоскинской фабрики миниатюрной живописи Евгения Гладкина, ставшая представителем тех неравнодушных людей большого бизнеса, которым важно продолжение русских художественных традиций. Этот год у фабрики юбилейный, ей исполняется 230 лет, и выставка стала прекрасной возможностью отметить эту знаменательную дату.Открыли выставку ИО генрального директора РОСИЗО Георгий Москвичев, искусствовед и автор проекта Любовь Подлеснова и куратор выставки Виктория Зубравская, которая затем провела для гостей вернисажа прекрасную ознакомительную экскурсию. Зарождались традиции художественной лаковой росписи в иконописных центрах Палехе, Мстёре и Холуе, где мастера не только расписывали иконы, но и занимались реставрацией и изготовлением списков со старинных икон. При Петре I в России появились привезенные из Европы расписные подносы, веера и ширмы. Расписные шкатулки из папье-маше изначально производили только в Федоскино, но после революции, когда мастера-иконописцы остались не у дел, они переняли у федоскинцев саму технологию изготовления лаковых шкатулок, сохранив при этом собственную манеру письма. Творения мастеров Палеха отличает наличие черного фона, федоскинская живопись создается, как картина на ярких, цветных фонах. Сначала эти изделия завораживают яркостью красок и многообразием цветов, но при внимательном рассмотрении детализация изображений и количество мелких, но идеально прописанных элементов просто поражает.
Сюжеты расписных шкатулок могут быть самыми разнообразными, от исторических, сказочных и песенных, до бытовых сценок и примет жизни нового советского государства - трактор на пашне, прославление героев Гражданской и Великой Отечественной, строительство БАМа или полет Гагарина. В экспозиции также есть прекрасные примеры книжной иллюстрации и театральных эскизы в узнаваемой манере лаковой росписи. Хотя выставка занимает не такое большое пространство, можно провести в выставочных залах несколько часов, разглядывая каждую шкатулку, или красоту роскошных букетов на жостовских подносах. Этот промысел лаковой росписи по железным подносам, возникший в подмосковном селе Жостово в начале прошлого века, завоевал необычайную популярность с распространением чаепития в России. В экспозиции представлены как подносы старых мастеров, так и наших современников. Один из таких замечательных художников, Михаил Лебедев стал почетным гостем вернисажа. В мультимедийной части выставки можно прикоснуться к секретам работы мастеров по изготовлению шкатулок или подносов, а два выставочных зала соединяет видео-инсталляция, благодаря которой на наших глазах расцветают жостовские цветы или оживают герои лаковой миниатюры.
Текст и Фото Наталья Романова