В «Царицыне» в преддверии юбилейных торжеств, приуроченных к 40-летию музея (анонс будет позже, мы пока что собираемся с мыслями), открываются целых три выставки.
Первая из них посвящена празднованию 295-летию со дня рождения Екатерины II.
Инсталляция «Впрочем, пребываю к вам доброжелательная»
21 апреля — 2 марта 2025
Музей-заповедник «Царицыно» празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни «нежной готики», ни самого слова «Царицыно». В память об императрице и ее неуемной фантазии с 23 апреля в Большом дворце появится инсталляция, представляющая избранную иконографию императрицы.
Российской императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике «Царицыно» посвящены две масштабные экспозиции («Екатерина II. Золотой век Российской империи» и «Царицыно Екатерины II») и самый главный экспонат — скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007 года украшающая Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект — дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов Екатерины II — на них императрица стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль — экспонируются рядом на одной стене: их можно охватить одним взглядом, почти не мигая.
Среди портретов, участвующих в экспозиции, есть один, который Екатерина II любила больше других — работа кисти Петра Дрождина 1797 года. Художник писал императрицу, конечно, не с натуры (такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, чьи таланты безусловно признавались при дворе — например, Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов), а с одного из самых оригинальных в ее иконографии портретов, созданного десятью годами раньше. Во время крымского путешествия императрицы в 1787 году по заказу Григория Потемкина крепостной художник Михаил Шибанов изобразил императрицу в бархатном кафтане и собольей шапке, без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Екатерине неожиданно понравилась этот сдержанный образ, и впоследствии она просила копировать именно его, и впоследствии дарила копии приближенным и гостям. Оригинал Шибанова хранится в Русском музее в Петербурге, в «Царицыне» — его точная копия.
Еще две картины, на которые стоит обратить внимание — это портрет, созданный в 1770-е годы Генрихом Бухгольцем (он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России), и портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Петербурге по заказу «Царицына».
Один из двух объемных экспонатов — это арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырех дизайнеров использовали современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двухглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд. Макет платья сидит на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна.
В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям — к примеру, сыну Павлу или Григорию Потемкину. На современный русский язык «впрочем, пребываю вам доброжелательная» можно перевести, как «искренне ваша» или «всегда на связи».
Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II в Большом дворце — прелюдия к празднованию к 40-летия музея-заповедника «Царицыно». Выставка «Люди и фонды» откроется в начале лета, и будет не столько рассказывать о четырех десятилетиях, ушедших на становление музея, сколько знакомить с нашими очень разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать музей прямо сейчас.
Выставка «ART548» - это ежегодная выставка молодых художников — учащихся, выпускников и преподавателей Художественной школы №548 «Царицыно» — в 2024 году посвящена Году семьи в России. В экспозиции — живопись, скульптура, керамика, концептуальные инсталляции, с разных сторон раскрывающие смысл семейных ценностей.
20 апреля — 19 мая
Большой дворец, Казаковский зал
На выставке представлено более 228 работ учеников и преподавателей художественной школы №548 «Царицыно». Смысловым и визуальным акцентом стали работы именитых преподавателей, а произведения ребят 5-11 классов экспозицию дополняют. В своих работах участники выставки размышляют о семье, и каждый представляют свое видение — и поверьте, скучать на выставке не придется. Смыслы семейственности творческие натуры раскроют совершенно по-разному, гостям не стоит ждать одних лишь портретов и бытовых сценок.
На выставке также можно посмотреть фильм о подготовке работ. Эту творческую документалку собственными силами создал медиакласс школы №548. В фильм вошли записанные учениками видеоинтервью с директором, кураторами и художниками выставки.
В выставке заложена и конкурсная составляющая. Посетители могут голосовать за полюбившиеся работы (с помощью электронных или бумажных бюллетеней), а десяти победителям зрительного голосования вручат призы. Для онлайн-голосования надо поставить лайк на странице работы, куда можно будет попасть по QR-коду. Благодаря этим интерактивным этикеткам посетители «слышат» представленные произведения — в небольших интервью-видеовизитках авторы расставят все акценты и поделятся сокровенными мыслями, которые легли в основу их работы (например, какое место семья занимает в творчестве молодого художника). Под каждой видеовизиткой можно будет оставить свой комментарий для автора работы и поставить лайк (аналог электронного голосования).
А еще гостям предлагается поучаствовать в интерактивном блиц-опросе на тему семейных ценностей. Ответы лягут в основу science art исследования. Все мнения и ассоциации посетителей выставки цифровые художники соберут в единый промт, а затем нейросеть Kandinsky 3.0 превратит его в «идеальную» картину о семье.
Художники-участники выставки возьмут материал генераций в работу и к окончанию проекта создадут на их основе новые произведения для финальной инсталляции. Увидеть и оценить результат совместного творчества посетителей выставки и молодых цифровых художников, работающих с нейросетями, можно будет на финисаже выставки 18 мая.
За несколько дней до закрытия выставки, в мае, по выставке будут проводить арт-медиации, на которых посетители выступят в роли полноправных членов дискуссии о современном искусстве. Каждый сможет высказать свое мнение об экспонатах, задать экскурсоводу-медиатору интересующие вопросы и вместе с группой сформулировать, что же сегодня можно считать главной ценностью и особенностью современной семьи. Ну, а завершится выставка в «Ночь в музеев».
В Хлебном доме, в экспозиции «Основные элементы» открылась выставка «Ювелирное искусство Александра Голикова», приуроченная к 100-летию со дня рождения ювелира и эмальера. Среди экспонатов — кольца, цепочки, подвески, броши и браслеты, декорированные «каплевидной» эмалью, которую художник изобрел сам полвека назад.
Детские годы и раннюю юность художник провел в Ставропольском крае. Потом – война, которую сержант Голиков провел в бесконечных воздушных боях. А после – возвращение к мирной жизни и выбор профессии. В 1950 году Александр окончил училище художественной обработки металлов в старинном центре ювелирного промысла селе Красном на Волге и продолжил обучение в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина. После учебы поездил по стране, но основная трудовая и творческая биография Александра Гавриловича оказалась связана с подмосковными Бронницами, где в 1953 году он вошел в артель «Синьковский ювелир» и с головой ушел с работу. Ему великолепно удавались предметы, выполненные в сложных ювелирных техниках: от перегородчатой эмали до скани и зерни. Но главным его достижением стало воссоздание и широкое применение старинной техники кольчужного плетения в кольцах, цепочках, подвесах, брошах и браслетах.
В начале 60-х годов художник принял решение уделять больше внимания собственным работам, с которыми ездил на симпозиумы и участвовал в выставках. Он неоднократно принимал участие в деятельности творческих групп, которые проходили в латвийской Паланге и собирали лучших ювелиров страны, показывал свои изделия на международных триеннале бижутерии в Чехословакии: подвес с крупным янтарем, браслет с тремя хризопразами, брошь-галстук с лаковой росписью и кольчужным плетением (последний предмет прямо сейчас находится на выставке в «Царицыне»).
Новый этап в творчестве Александр Голикова начался во второй половине 1980-х годов, когда он увлекся работами с эмалью. Он даже изобрел особенную «каплевидную» эмаль, которую широко применял в работе. С середины 1990-х годов в соавторстве с ним стала выступать его дочь Екатерина, которая тоже стала ювелиром. «Декоративный рог» – последняя работа Александра Голикова – была выполнена ими совместно.
В музее-заповеднике «Царицыно» хранится небольшая, но тщательно подобранная коллекция произведений художника Александра Голикова, часть которой представлена на выставке.