3 ноября в Тверском императорском дворце откроется выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция», организованная Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – большой России». 38 живописных и графических работ из собрания коллекционеров и галерей-участников МККААД познакомят жителей Твери со значимым для советского искусства художественным направлением и позволят проследить его развитие с конца 1950-х до конца 1980-х годов.
Моисеенко "Из детства"
«Суровый стиль», уникальное явление в художественной жизни страны, просуществовал всего несколько лет, с 1950-х до 1962 года. Он возник как противоположность сталинскому соцреализму с его изображением приукрашенной советской действительности. Героями произведений художников «сурового стиля» становились обычные люди, создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях, их повседневная жизнь. Вторая основная тема – Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны; картины повествуют об исторической народной драме, о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека.
Период быстрого становления и расцвета закончился кризисом 1962 года – разгромом юбилейной выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. После этого художники «сурового стиля» пошли каждый своим путем, трансформируя образное мышление, стилистические и живописные находки в своем дальнейшем творчестве. Появилось живое и разноплановое искусство, которое в настоящее время принято называть искусством «шестидесятников». Эволюция «сурового стиля» продолжалась еще два десятилетия, до 1980-х годов, оказав существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной живописи вплоть до настоящего времени.
Попков В. "Переславль Залесский. Дети"
На выставке будут представлены художники, «дети Великой Отечественной войны», чье творчество ознаменовало существенный перелом в культурном сознании в период «оттепели». Все они тяготели к обобщённым формам, монументальной композиции, их произведения отличались плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями.
Моисеенко "Землемер"
Это выдающийся пейзажист, один из предшественников «сурового стиля» Георгий Нисский (1903–1987), ведущие представители направления Михаил Никонов (1928–2010), Виктор Попков (1932–1974), Павел Никонов (род. 1930) – его работа «Геологи» была среди экспонатов выставки «30 лет МОСХ», раскритикованной Хрущевым. Будут показаны работы одного из основоположников «сурового стиля» в живописи Николая Андронова (1929– 1998), его работу «Плотогоны» часто называют манифестом направления; три картины Евсея Моисеенко (1916–1988), художника непростой судьбы, побывавшего в фашистском концлагере и отличающегося острым и точным рисунком, любовью к темному колориту. Будут представлены также работы Андрея Васнецова (1924–2009), Гелия Коржева (1925–2012), Петра Оссовского (1925–2015), автора одной из ключевых работ «Три поколения» (1959), определивших развитие «сурового стиля», живописца и графика Игоря Обросова (1930-2010), пишущего на темы русской деревни и связи поколений, а также менее известных представителей «сурового стиля», работавших в 1960-1970-х годах.
Чулович В.Н. "Первая палатка"
Выставка работает по 11 февраля 2024 года
Подробнее о выставке:
Васнецов А. "Баррикады"
Выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция», экспонируемая в залах Тверской областной картинной галереи, посвящена уникальному явлению в художественной жизни второй половины XX века, получившему в советском искусствознании название «суровый стиль».
«Суровый стиль» как явление живописной культуры просуществовал всего несколько лет – с конца 1950-х по 1962 год. Период быстрого становления и расцвета закончился кризисом 1962 года – разгромом юбилейной выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Дальше художники «сурового стиля» пошли каждый своим путем, трансформируя образное мышление, стилистические и живописные находки в своем дальнейшем творчестве. Эволюция «сурового стиля» продолжалась еще два десятилетия до начала 1980-х годов, оказав существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной живописи вплоть до настоящего времени.
Сам обобщающий термин «суровый стиль» появился в 1969 году в статье критика А. Каменского «Реальность метафоры» в журнале «Творчество», где он впервые применил его к картинам Г. Коржева, Н. Андронова, П. Оссовского и П. Никонова. Художники, чьи картины представлены на выставке, принадлежат к числу мастеров, творчество которых ознаменовало существенный перелом в культурном сознании периода «оттепели». К концу 1950-х годов сформировалось поколение художников, чьи детство и юность прошли во время Второй мировой войны. Художники нового поколения искали пути обновления стиля и образности искусства. Реализуя концепцию нового художественного направления, молодые авторы опирались на традицию формальных исканий 1920–1930-х годов, связь с которой была насильственно прервана в сталинскую эпоху. Знакомство с творческим наследием шло параллельно с переоценкой целей и задач искусства, постоянным поиском новых художественных средств, отходом от канонов и шаблонов соцреализма. Художники тяготели к обобщённым формам, монументальной композиции, их произведения отличались плакатной выразительностью и лаконичными цветовыми решениями.
Никонов "Магнитка"
Ранний – героический – «суровый стиль» возник как противоположность сталинскому соцреализму с его изображением приукрашенной советской действительности. Героями «сурового стиля» становятся обычные люди, создатели новой жизни: строители, полярники, геологи, работающие в суровых условиях, их настоящая повседневная жизнь. Вторая основная тема художников «сурового стиля» – Октябрьская революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны. Их картины повествуют не о величии подвига советского народа, а об исторической народной драме, о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека.
В 1960-х годах появилось много художников-подражателей, только формально повторяющих приемы «сурового стиля». По словам искусствоведа В. Мейланда, «суровый стиль» постепенно становился «общесоюзной колеей официального искусства, славящего «труд, мир, май». Он выродился в «суровую» общесоюзную монументалку, быстро заполнившую собой города и веси нашей просторной страны». Возникшая ситуация подтолкнула мастеров, стоявших у истоков этого направления, к поиску новых выразительных средств и переосмыслению своих творческих концепций. В результате чего появилось живое и разноплановое искусство, то, что в настоящее время принято называть искусством «шестидесятников».
Никонов М. "Рыбаки"
В искусствоведческой литературе, посвященной данной теме, упоминается, что первые проявления признаков «сурового стиля» были отмечены на выставке молодых художников Москвы, открывшейся в Центральном Доме работников искусств в январе 1954 года. Непосредственными идейно-художественными предшественниками «сурового стиля» можно считать выдающихся советских художников 1920-х – 1940-х годов Александра Александровича Дейнеку (1899–1966) и Георгия Григорьевича Нисского (1903–1987). Они уловили тенденцию обновления и перемен как в искусстве, так и в жизни советской страны. Эти мастера в своем творчестве этого периода возродили знаменитый ОСТовский стиль, несколько преобразованный, модернизированный стилистикой нового времени. В творчестве Дейнеки общей гранью с «суровым стилем» можно назвать обращение к образам рядовых советских людей, а также монументальность его картин, композиционное построение и сдержанную цветовую гамму: «Оборона Петрограда» (1928), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). Творчество Георгия Григорьевича Нисского, выдающегося советского пейзажиста, на выставке представлено живописным портретом жены художника 1940-х годов и двумя графическими работами «Прощание» и «Триумфальная арка». Попков Виктор Ефимович (1932–1974). Один из лидеров художников «сурового стиля». В 1952–1958 учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской Е.А. Кибрика. Картина «Строители Братска» (1961) принесла художнику настоящую известность. Особое место в творчестве художника занял цикл «Мезенские вдовы». В него вошли картины «Воспоминания вдовы», «Одна» (1966), «Старость» (1968), «Сени» (1973), «Северная песня» (1968). За два года до смерти Попков написал известное полотно «Шинель отца» (1972). В 1975 Попкову посмертно была присуждена Государственная премия СССР за серию картин «Размышление о жизни». На выставке экспонируются три работы художника: «ПереславльЗалесский. Дети» (1963); «Лошадка. Ферапонтов монастырь» (1964–1966) и «Весна. Дом творчества. Таруса (1970).
Оссовский П. "Изборские плитоломы"
Никонов Павел Федорович (род. 1930). Живописец. Один из ведущих представителей «сурового стиля». В 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Первую возможность получить представление об иной художественной жизни представил Павлу Никонову проводившийся в 1957 году в Москве VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого прошла Международная выставка молодых художников. В это время живописец написал картину «Наши будни» (1960), которая вошла в число лучших работ лидеров «сурового стиля» наряду с «Плотогонами» Н.И. Андронова, «Ремонтниками» Т.Т. Салахова, «Строителями Братска» В.Е. Попкова, «Полярниками» А.А. и П.А. Смолиных. Самая известная картина П. Никонова «Геологи», была среди экспонатов знаменитой выставки «30-лет МОСХа» в Манеже (1962), разгромленной Никитой Хрущевым. На нашей выставке мы показываем две его работы позднего периода «Натюрморт в бордовых тонах» и «Изгнание».
Никонов Михаил Федорович (1928–2010). Живописец. В 1953 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В конце 1950-х отошел от академической школы и искал свой путь в искусстве. Вместе с братом Павлом был членом «Группы девяти», участники которой, опираясь на традиции мастеров «Бубнового валета», искали новые выразительные средства и символику. После участия в двух групповых выставок «Девятки», в 1960-ом в Москве и в 1961-ом годах в Ленинграде, художник вышел из группы. С 1970-х годов Михаил Никонов участвовал в ряде неофициальных выставок на ВДНХ и в научно-исследовательских институтах. После рекомендации руководства МОСХ принять решение, на чьей он стороне, художник отдалился как от официальных, так и неофициальных выставок. В нашей экспозиции представлено несколько его работ, созданных в 1960-е годы, написанных в экспрессивной, жёсткой манере: «Магнитка», «Рыбаки», «С бабушкой».
Особое место среди художников «сурового стиля» принадлежит Евсею Евсеевичу Моисеенко (1916–1988). Человек непростой судьбы, прошедший войну, плен и фашистский концлагерь. В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. 5 июля 1941 года ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и в фашистский плен. До апреля 1945 года находился в концентрационном лагере. После освобождения сражался в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе. Демобилизовался в ноябре 1945 года, возвратился в институт и в 1947 году блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно. Положение изменилось только после смерти Сталина. Известность принесли художнику картины на темы Гражданской и Великой Отечественной войн: «Красные пришли» (1961), «Матери, сёстры» (1967), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975). В этих работах он философски переосмысливает тему войны. За картины «Первая конная», «Красные пришли», «Вестники», «Черешня» в 1970 удостоен звания Народный художник СССР. В 1974 за цикл картин «Годы боевые» ему была присуждена Ленинская премия, а в 1976 – орден Дружбы народов.
Нисский Г.Г. "Вера в интерьере"
На выставке представлены три его произведения, созданные в конце 1950-х – 1960-х годах: эскиз к картине «Красные пришли», «Из детства» и «Землемер». Эти картины характеризуют зрелый период творчества художника – конец 1950-х – начало 1970-х годов, время «оттепели», подъема, надежд, творческих свершений. Многие из подобных произведений посвящены эпохе революции и гражданской войны. Автор не заостряет внимание зрителя на тяготах и бедах военного времени, а напротив, обобщает и романтизирует выбранные сюжеты, создавая образ, идею, а не просто рассказывая историю. В этих картинах прослеживаются характерные черты творческого почерка художника – острый и точный рисунок, любовь к темному колориту, обобщенная и экспрессивная манера исполнения.
Андронов Николай Иванович (1929–1998). Живописец, один из основоположников «сурового стиля». В 1954 окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Николай Андронов вошел в историю советского «сурового стиля» картиной «Плотогоны», которую часто называют одним из манифестов этого направления. В 1962 году после идеологического разгрома выставки «30 лет МОСХа» в Манеже картину объявили примером «злостного формализма». Андронова исключили из Союза художников, и он уехал в Вологодскую область, в село Ферапонтово возле знаменитого монастыря. Образы Русского Севера составили многолетний цикл – колористически-сдержанный, динамичный по красочной пластике, драматически-напряженный по настроению: «Зимняя ночь. Собаки» (1971); «Зимнее окно ночью» (1972); «Пожар» (1973). В цикле этом доминируют безлюдные пейзажи, интерьеры «избы-студии», «сельские натюрморты» и меланхолические автопортреты. В дальнейшем занимался мозаичными работами, создавал монументальные панно. С 1976 по 1988 год был председателем секции монументальной живописи МОСХ. В 1978 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1996-ом – Народного художника Российской Федерации. На выставке экспонируется портрет искусствоведа Елены Борисовны Муриной (1925–2021), исполненный мастером в 1961 году.
Обросов Игорь Павлович (1930- 2010). Живописец и график, один из основоположников «сурового стиля» в советской живописи. В 1954 году окончил Московское высшее художественнопромышленное училище. Один из основоположников «сурового стиля». Основные темы в творчестве: русская деревня и связь поколений Село Слепцово на Ярославской земле и деревня Большое Рашино в Тверской области (связанная с предками матери художника) стали для художника неиссякаемым источником вдохновения. Позже обратился к портрету и городскому пейзажу. В 1972–1976 годах – секретарь правления Союза художников РСФСР. В 1983 году за триптих «Защитникам Москвы посвящается» получил золотую медаль им. М.Б. Грекова, в 1989-ом за триптих «Посвящение отцу» – Государственную премию СССР, а в 2000-ом за цикл живописных произведений «Прощание с деревней» – Государственную премию Российской Федерации. На выставке мы показываем четыре картины художника: «Тригорское. Пушкинские горы» (1964), «Народное ополчение» (1968), «Облака над полями» (1984) и «Сольвейг» (1980-е).
Творчество известного художника монументальной живописи Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009), одного из основателей «сурового стиля», отличают свойства монументалиста в станковых произведениях. Участник Великой Отечественной войны, после демобилизации в 1946 году поступил на факультет монументальной живописи Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1953 году защитил диплом с отличием в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной. Автор многочисленных монументальных произведений, Народный художник СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1979). На выставке экспонируется эскиз к росписи на историкореволюционную тематику «Баррикады» (1970-е) и два графических листа.
Творчество Гелия Михайловича Коржева (1925–2012) на выставке представлено картиной «Дополнительный урок» (1980-е). Гелий Коржев – один из ведущих советских живописцев, творчество которого посвящено темам революции, войны, отражению героических событий, происходивших в жизни Родины. В 1944–1950 годах учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1961 году был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР за триптих «Коммунисты», а в 1966-ом стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. В 1962 году картина Г.М. Коржева «Художник» экспонировалась на 31-й Венецианской биеннале. Один из основателей «сурового стиля».
Оссовский Петр Павлович (1925– 2015). Живописец, график. В 1944–1950 годах обучался в Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова в мастерской Сергея Герасимова. Автор картины «Три поколения» (1959). Художественная галерея. Пермь) – одной из ключевых работ, определивших развитие «сурового стиля». На нашей выставке мы показываем сюиту из пяти живописных работ: «Переезд», «Новгородские соймы» и «Рубежи жизни Родины. Год 1943» (1960-е), «Изборские плитоломы» и «Сибирские поля» (1970-е).
Кроме того, на выставке представлены работы менее известных художников, работавших в период 1960-х – 1970-х годов, трансформировавших в своем творчестве стилистические и живописные находки «сурового стиля», тем самым обеспечив дальнейшее развитие этого направления в искусстве. Белорусский живописец Май Вольфович Данциг (1930– 2017) в 1960-е годы создал ряд произведений на темы труда и быта: «В заводской столовой», «Сталевар», «Доменная печь», «Оператор», триптих «На страже мира» и др. Все эти работы – убедительные и правдивые рассказы об эпохе и ее людях, в них отразилась искренность автора, внимание к человеческим судьбам. «Мой «суровый стиль», – вспоминал художник, – был оппозицией официальному соцреализму. На выставке экспонируется его натюрморт «Солнечный день» (1965), а также «Восточный натюрморт» (1970) Карла Шоломовича Фридмана (1926–2001). С 1959 года настоящая дружба связывала художника с Виктором Попковым, с которым он постоянно ездил в Сибирь, по среднерусским областям и на Север. Карл Фридман – один из зачинателей и мэтров живописного шестидесятничества. Найдя в годы «оттепели» собственную манеру, он уже никогда существенно не отклонялся от нее. Картины Виктора Николаевича Чуловича (1922–1994) «Первая палатка на целине» (1960) и Юрия Ниловича Тулина (1921–1983) «Белая ночь на старом канале» (1963–1966) перекликаются с лучшими образцами произведений художников «сурового стиля».
Живописцы Борис Александрович Тальберг (1930–1984) и Вадим Алексеевич Кулаков (1939–2017) входили в число так называемых «монументалистов-шестидесятников» — группы художников, ставших видными представителями этого направления в СССР в 1960-х годах. Картины «Устьинский мост» (1961) и «Маляры» (1967–1968) несут в себе отпечаток «сурового стиля». Живописец Евгений Сергеевич Вахтангов (1942–2018) в своем раннем творчестве часто обращался к манере письма и композиционного построения картин художников «сурового стиля». Картина «Кремль. Москворецкая башня» 1979 года входит в серию его московских пейзажей, часть из которых находится в собрании ГТГ.
Всего на выставке в Тверской областной картинной галерее экспонируется 38 живописных и графических работ выдающихся советских художников ХХ века, чье творчество связано с понятием «суровый стиль» в советской живописи второй половины ХХ века. Работы представлены из собраний коллекционеров и галерей-участников Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
Куратор Александр Киселев
Выставка «"Суровый стиль". Зарождение, расцвет, эволюция» реализована при поддержке Правительства Тверской области и Министерства культуры Тверской области в рамках региональной выставочной программы Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров «Большое искусство – Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.
__________________________________________________________________
Торжественное открытие выставки состоится 2 ноября в 16:00
О МКААД
Ассоциация «МККААД» основана в 2004 году. В настоящее время организация объединяет более пятидесяти галерей, зарекомендовавших себя на российском художественном рынке. С 2006 года МККААД является членом Международной конфедерации национальных ассоциаций арт-дилеров (CINOA). Основными задачами деятельности Конфедерации являются: ознакомление широкого круга зрителей с произведениями искусства, хранящимися в частных собраниях; систематический обмен информацией с музейным сообществом по вопросам научно-технологической экспертизы, атрибуции, оценки, реставрации, различным правовым аспектам, связанным с владением произведениями искусства, помощь в комплектовании музейных коллекций. Галереи из состава МККААД активно занимаются выставочной и научно-исследовательской деятельностью. С 2004 года при участии членов Конфедерации подготовлено и издано более 200 статей, каталогов, профессиональных и научно-популярных изданий по теории и истории искусства; десятки произведений искусства были безвозмездно переданы в музейные фонды. Выставка «Мастера Союза русских художников» является составной частью разработанной региональной программы МККААД, в рамках которой уже состоялись художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе. Региональная выставочная программа «Большое искусство – Большой России» стартовала в 2013 году. Выставка произведений художников начала XX века – это новое событие программы, представляющая картины из коллекций членов МККААД.
О ТОКГ
Тверская областная картинная галерея как самостоятельный художественный музей была основана в 1937 году после выделения ее из состава Калининского областного краеведческого музея – бывшего «Тверского музеума», открытого стараниями тверской общественности в 1866 году. В настоящее время художественное собрание галереи насчитывает около 50 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового (религиозного) искусства XIV–XX веков, русской живописи, графики и скульптуры XVIII–XX веков, западноевропейского искусства XV–XX веков, декоративноприкладного искусства России, Европы, Востока. Постоянная экспозиция (более 2500 произведений) размещается в здании Тверского императорского дворца, построенного для императрицы Екатерины II в XVIII веке по проекту русского градостроителя Петра Романовича Никитина и за более чем двухвековую историю неоднократно менявшего свой облик, отражая стили и вкусы эпох. Сегодня в галерее проводятся не только выставки, но и различные музейнопросветительские мероприятия и лекционные занятия для детей
12+