«Монах» покоряет Новый Свет

Аватар пользователя Михаил Брацило
Кино

В российском кино наметились положительные сдвиги. И статистика за 2018 год это подтверждает. Европа тепло встретила «Довлатова» и «Лето». Молодой режиссер Кантемир Балагов, год назад покоривший Канны с фильмом «Теснота», на нынешнем смотре был приглашен уже как член жюри. А в Соединенных Штатах и Канаде призы собрал другой молодой режиссер - Данил Гринькин со своим короткометражным фильмом «Монах». После длительного заокеанского турне картина возвращается на родину, на фестиваль «Короче». Чем же «Монах» так покорил Новый Свет?

Картина снята по мотивам повести Льва Толстого «Отец Сергий». Действие разворачивается в наши дни. Екатерина вместе с мужем приезжает к монаху-чудотворцу с надеждой на исцеление. Но когда незнакомка переступает порог кельи и начинает исповедоваться, молодой человек узнает в ней свою утраченную любовь...

Главные роли в фильме исполнили Татьяна Арнтгольц («Последний уикенд») и Сергей Кемпо («Легенда №17», «Экипаж»). По признанию актеров, проект Данила Гринькина привлек глубоким психологизмом. «Когда я прочитала сценарий, сразу возникло ощущение, что это моя роль. Сейчас так мало фильмов о духовных ценностях, которые могли бы вызвать искреннее сочувствие у зрителей» - говорит Татьяна Арнтгольц.

Ее персонаж – с виду благополучная женщина. Но за маской спокойствия прячется человек с тяжелым бэкграундом. Встреча с монахом открывает этот «ящик Пандоры», и взрываясь подобно вулкану, героиня уже не в силах сдерживать боль. На контрасте играет Сергей Кемпо. Его персонаж молчалив, нарочито сдержан и строг. Но то и дело возникающая неловкость в жестах и бездонная грусть в глазах (режиссер акцентирует внимание на крупных планах) – говорят об обратном.

По канонам мелодраматического жанра, актеры должны играть с надрывом, чтобы растрогать зрительское сердце. Но в картине Данила Гринькина – подобного нет. Претенциозные диалоги и сентиментальность героев превратили бы «Монаха» в заурядное «мыло» для телевидения (ибо сюжет совсем не нов). Однако режиссер сместил фокус с сюжета на атмосферу – и не прогадал.

В картине создана уютная, камерная атмосфера. Представьте. Предрассветное утро. Деревушка, окутанная туманом. Вокруг тишина. К воротам монастыря бесшумно подъезжает джип. Девушка выходит из авто, надевает платок и направляется в обитель. Полушепотом она начинает свою исповедь, не поднимая глаз. Молчаливый монах, сложив руки, внимательно ее выслушивает… А дальше – кульминация. Пугающие фантомы прошлого воскресают в памяти и терроризируют сознание, пока герои не расставят все точки над i. Потом туман рассеивается, наступает утро, и персонажи расходятся, начиная новую страницу.

Когда именитые актеры дают согласие на съемки в студенческом кино, это, как правило, выглядит как жест доброй воли. В портфолио исполнителей добавляется еще один проект, а у дебютантов – возможность показать себя. Но картина «Монах» для Татьяны Арнтгольц и Сергея Кемпо стала знаковой. За образ Екатерины актриса получила первую в своей карьере кинонаграду. А актер сумел продемонстрировать недюжинный драматический потенциал.

Фестивальный путь фильм начал почти сразу после сентябрьской премьеры в кинотеатре «Иллюзион». В Севастополе создателям присудили награду в номинации «Лучшая женская роль», в Сочи – «Лучший короткометражный фильм», а затем картина отправилась в США и Канаду. Члены жюри киносмотров в Орландо, Чикаго, Лос-Анджелесе, Ньюпорте, Рочестере и Воне высоко оценили фильм за самобытность, особенно отметив вклад молодого режиссера (Orlando International Peace & Film Festival ), а также Татьяны Арнтгольц (Orlando International Peace & Film Festival, Vaughan International Film Festival) и оператора Яна Ионова (Rochester International Film Festival). В Европе российский фильм был показан в Италии (SorsiCorti Short Film Festival) и Румынии (ClujShorts International Film Festival - Сергей Кемпо победил в номинации «Лучшая мужская роль). В мае картина попала в программу Short film corner Каннского кинофестиваля, и лишь в августе «Монах» возвращается на родину. Увидеть короткометражную работу Данила Гринькина можно будет в секции «Короче.Звезды».

Члены съемочной группы не ожидали такой заинтересованности к картине, особенно со стороны иностранцев. Чем же «Монах» так покорил их? В первую очередь, чеховской атмосферой. В отличие от многих отечественных фильмов «на экспорт», здесь нет «чернухи» и ощущения безысходности. Зритель становится вовлеченным в историю.

По словам продюсеров, в Калининграде путешествие фильма не закончится. Отборочная комиссия международных фестивалей «Амурская осень» и SHNIT пообещали включить «Монаха» в конкурсную программу. А значит, самое интересное еще впереди…

12+

 

Раздел: