БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ ПРЕДСТАВИТ ОПЕРУ РАХМАНИНОВА НА ЛЕТНЕМ ФЕСТИВАЛЕ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ «ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ» В ИСТРЕ

Аватар пользователя Михаил Брацило
Лето.Музыка.Музей

С 5 по 9 июля 2023 года в Истре пройдет VI Музыкальный фестиваль классической музыки на открытом воздухе «Лето. Музыка. Музей». Площадка фестиваля с панорамным видом на Ново-Иерусалимский монастырь примет ведущих исполнителей и коллективы, а также более 1000 зрителей в каждый из пяти фестивальных дней. Специальной программой в рамках фестиваля станет масштабное выступление Большого театра России, хор, оркестр и солисты которого впервые представят на открытой сцене в Подмосковье оперу Рахманинова «Алеко». Организаторами проекта выступают музей «Новый Иерусалим» и Московская областная филармония при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и туризма Московской области.

«Лето. Музыка. Музей» — молодой и амбициозный российский open-air фестиваль, чья популярность уже вышла за пределы Подмосковья: к подножью Ново-Иерусалимского монастыря стремится публика из Москвы, гости столицы. Программа VI фестиваля посвящена музыке Сергея Васильевича Рахманинова: 150-летие со дня рождения композитора отмечается во всем мире, но масштабнее всего — в России. Один из самых любимых и исполняемых авторов, он подарил музыкантам и публике сотни страниц красивой музыки.

Знаменитые сочинения Рахманинова прозвучат вместе с музыкой композиторов, которые были близки ему или повлияли на его творчество: Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Аренского. Художественный руководитель фестиваля, дирижер Дмитрий Юровский, младший представитель знаменитой династии, выстраивает программу так, что слушатель погружается в мир молодого Рахманинова, ощущает неразрывные связи его сочинений с музыкой предшественников.

«Римский-Корсаков, Лядов, Танеев, Аренский – всех этих мастеров можно назвать наставниками Сергея Рахманинова. Поэтому фестиваль, несомненно, посвящен в том числе и им. Но, разумеется, главным действующим лицом фестиваля остается Рахманинов, поэтому в программе прозвучат все его основные жанры крупной формы: фортепианный концерт, симфоническая музыка, вокально-симфоническая поэма и опера», - отмечает Дмитрий Юровский.

В концертах фестиваля принимают участие уже зрелые и совсем молодые артисты, ярко заявившие о себе. Маститые Вадим Руденко и Гайк Казазян — лауреаты конкурса им. Чайковского, а пианист Иван Бессонов и дирижер Филипп Селиванов — победители Первого международного музыкального конкурса имени Рахманинова.

«Зрителя ждут встречи с ярчайшими молодыми, но уже известными солистами. Как всегда, у нас программа фестиваля очень насыщенная, разнообразная, которая, уверен, никого не оставит ни на секунду равнодушным», - отмечает президент фестиваля «Лето. Музыка. Музей», народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский.

Программу фестиваля 5 июля откроет концерт Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского, партия фортепиано – Вадим Руденко. В их исполнении прозвучат Концерт для фортепиано с оркестром № 2 и Симфония №2 Сергея Рахманинова. 6 июля прозвучат произведения для скрипки Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова и Сергея Рахманинова. Солист – Гайк Казазян, на сцене Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Михаила Грановского. Программа 7 июля объединяет современников С. Рахманинова, его коллег: Петра Чайковского, Сергея Танеева, Антона Аренского, Анатолия Лядова. Произведения русских композиторов прозвучат в исполнении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского, партия фортепиано – Иван Бессонов.

8 и 9 июля на фестивале – дни Большого Театра России. Он впервые в Подмосковье под открытым небом выступит в полном составе: хор, оркестр и солисты — больше 170 человек на сцене. Для зрителей подготовили оперу «Алеко» в концертном исполнении и поэму «Колокола».

Владимир Урин, Генеральный директор Большого театра России:

«Нам очень приятно принять участие в фестивале «Лето. Музыка. Музей». Высокий уровень исполнения, интересные программы, концептуальное единство, особая атмосфера Нового Иерусалима за пять лет сделали фестиваль интереснейшим музыкальным событием лета в России.

В нашей истории прошлой и новейшей мы неоднократно давали спектакли и концерты на открытом воздухе в самых разных точках земного шара. В России мы выступали и на Театральной площади в Москве, в Пскове и Доброграде, Херсонесе. А теперь Большой театр впервые выступит в таком формате в Подмосковье. У нас есть необходимый опыт, связанный, в первую очередь с акустическими особенностями таких вечеров.

 В этом году фестиваль посвящён творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. Солисты, оркестр и хор Большого театра исполнят в концертном исполнении оперу «Алеко» и поэму «Колокола». Возможно, само место – Российская Палестина и близость к храму и одному из самых замечательных музейных комплексов московской земли, сам воздух – придадут дополнительную силу и глубину звучания этим произведениям».

Зал фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в этот раз станет больше, чем в предыдущие годы. Он переместится из круглого уличного атриума музея «Новый Иерусалим» на более просторную площадку с панорамным видом на Ново-Иерусалимский монастырь. Перед концертами все зрители смогут заглянуть на выставки и в сам музей, ведь их посещение традиционно входит в фестивальный билет.

Мероприятие проводится Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим» совместно с Московской областной филармонией при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области и Министерства культуры Российской Федерации.

 

ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО OPEN-AIR ФЕСТИВАЛЯ
«ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ»

(5-9 июля 2023)

 

5 июля, 20.00

С. Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 18

С. Рахманинов Симфония №2, ми минор, соч. 27

Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова

Дирижер – Дмитрий Юровский

Солист – Вадим Руденко

Продолжительность – 2 часа с антрактом

 

6 июля, 20.00

Н. Римский-Корсаков «Испанское каприччио», соч. 34

А. Глазунов Концерт для скрипки с оркестром ля минор, соч. 82

П. Чайковский Симфония №4 фа минор, соч. 36

Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова

Дирижер – Михаил Грановский

Солист – Гайк Казазян

Продолжительность – 1 час 50 минут с антрактом

 

7 июля, 20.00

С. Танеев Увертюра на русскую тему.

С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

А. Аренский Увертюра к опере «Сон на Волге».

А. Лядов «Волшебное озеро». Сказочная картинка, соч. 62

П. Чайковский «Итальянское каприччио» на темы народных песен, соч. 45

Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова

Дирижер – Дмитрий Юровский

Солист – Иван Бессонов

Продолжительность – 1 час 40 минут с антрактом

 

8 июля, 18.00

С. Рахманинов «Алеко». Опера в концертном исполнении. Либретто В.И. Немировича-Данченко.

С. Рахманинов «Колокола». Поэма на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта, соч. 35.

Солисты оперы, хор и оркестр Государственного академического Большого театра России

Дирижеры – Алексей Верещагин, Филипп Селиванов

Продолжительность – 2 часа 40 минут с антрактом

 

9 июля, 18.00

С. Рахманинов «Алеко». Опера в концертном исполнении. Либретто В.И. Немировича-Данченко.

С. Рахманинов «Колокола». Поэма на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта, соч. 35.

Солисты оперы, хор и оркестр Государственного академического Большого театра России

Дирижеры – Алексей Верещагин, Филипп Селиванов

Продолжительность – 2 часа 40 минут с антрактом

 

 

ПОДРОБНО О ПРОГРАММЕ

День первый. 5 июля

Для концерта-открытия фестиваля «Лето. Музыка. Музей» 2023 года художественный руководитель фестиваля Дмитрий Юровский выбрал два сочинения, прославившие Рахманинова: Второй фортепианный концерт и Вторую симфонию.

Появление Второго Концерта Рахманинова связано с премьерой его Первой симфонии, точнее, с ее провалом (считается, что партитура была плохо исполнена Глазуновым), стоившим молодому Рахманинову нескольких лет кризиса.

Помог композитору доктор Даль, невролог, обладавший знаниями в новом тогда направлении психотерапии и гипноза. Ему и посвящен этот – без преувеличения – шедевр, исполненный драматического накала первой части, исповедальной лирики второй и поэтического триумфа финала. На фестивале это сочинение исполнит пианист Вадим Руденко – дважды лауреат Конкурса им. Чайковского (1994 и 1998), знаток и тонкий интерпретатор русской музыки.

Вторая симфония – подлинная элегия, песнь о красоте и величии России – появилась двенадцать лет спустя после Первой и была восторженно принята слушателями. Особенно вторая часть, о которой критики писали: «Так нежатся струи русской, прихотливо извивающейся степной речки».

Под открытым небом, на берегу Истры эта музыка прозвучит, возможно, еще трепетнее, чем в концертном зале.

День второй, 6 июля

Программа второго концерта фестиваля «Лето. Музыка. Музей» представляет музыку старших современников Рахманинова: ЧайковскогоРимского-Корсакова и Глазунова.

Пять блистательных пьес, представляющих симфонический оркестр во всем его великолепии, написал композитор, который ни разу не был в Испании. Тем не менее, мастерство Римского-Корсакова восхитило даже самых взыскательных и ревностных критиков: Петр Ильич Чайковский, услышав «Испанское каприччио», отправил автору венок с надписью «Величайшему мастеру инструментовки от искреннего почитателя».

«Испанское каприччио» открывает программу концерта, а венчает ее великая партитура Четвертой симфонии Чайковского, роковые коллизии которой разрешаются в финале торжеством вариаций на тему песни «Во поле березка стояла».

В центре же – Скрипичный концерт Глазунова, сочинение экспериментальное по форме (части исполняются без перерыва) и технике: виртуозная каденция сочинялась композитором при помощи специальной машинки, которая показывала, сможет ли скрипач сыграть задуманное. Впрочем, первому исполнителю Концерта Леопольду Ауэру было подвластно все. Символично, что скрипач Гайк Казазян, который исполнит Концерт на фестивале, – «правнук» Ауэра по линии своего знаменитого педагога Эдуарда Грача.

День третий, 7 июля

Концерты фестиваля можно слушать как музыкальный сериал: невидимые ниточки тянутся от одной программы к другой. Так, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова (день второй) сменяет «Итальянское каприччио» Чайковского – блистательная увертюра, вдохновленная пребыванием композитора на солнечном Апеннинском полуострове.

Сергей Иванович Танеев, профессор Московской консерватории и учитель Рахманинова, в сборнике русских народных песен, составленном Римским-Корсаковым, нашел тему «Про татарский полон» для своей Увертюры.

Вступление к опере «Сон на Волге» принадлежит перу другого преподавателя Рахманинова – Антона Степановича Аренского. Об этой опере, сегодня совсем забытой, Чайковский писал, что слушает ее со слезами на глазах (кстати, на сюжет «Воеводы» Островского написал оперу и сам Петр Ильич).

Самое главное, что все эти сочинения — то, что наверняка слушал Рахманинов в молодости, его музыкальный бэкграунд.

На другом полюсе программы — Рапсодия на тему Паганини, позднее сочинение Сергея Васильевича, связанное с остальными принципом сочинения на заимствованную тему, в данном случае это феноменальные вариации на самый знаменитый каприс для скрипки.

День четвертый и пятый. 8 и 9 июля

Программы четвертого и пятого фестивальных концертов (8 и 9 июля) идентичны. Причины тому очень простые — мы хотим, чтобы все желающие смогли стать свидетелями, без преувеличения, уникального музыкального события. Большой театр России впервые в Подмосковье под открытым небом представит оперу в полномасштабном исполнении. Солисты, труппа и оркестр — 170 человек на сцене!

«Алеко» — первая и самая известная опера Рахманинова, которая дала молодому композитору своего рода путевку в жизнь. Сочиненная за 17 дней партитура была представлена на выпускном экзамене в Московской консерватории. Итог – имя Рахманинова, высеченное золотом на доске медалистов, и вопрос одного из экзаменаторов, не против ли, если «Алеко» пойдет в один вечер с «Иолантой»? Мучительная драма Алеко, чужака в цыганском таборе, разрывающегося между любовью и местью, была мастерски написана Рахманиновым. Не зря эту роль так любил Шаляпин; после одного из спектаклей композитор писал: «Я до сих пор слышу, как он рыдал в конце».
Символично, что эту оперу представят оркестр, хор и солисты Большого театра: в 1893 году именно в Большом театре прошла мировая премьера «Алеко».

Завершение фестиваля 2023 года будет не менее грандиозным, чем открытие.  Большая арка от первого концерта к финалу фестиваля: трагический набат из начала Второго фортепианного концерта и торжественные перезвоны из коды Второй симфонии перекликаются с симфонической поэмой «Колокола», где во всей яркости и многообразии отразилась своеобразная ДНК рахманиновской музыки – колокольность.

История этого сочинения интересна: неизвестный прислал композитору перевод стихотворения Эдгара Алана По «The Bells», выполненный Константином Бальмонтом. Рахманинов написал сочинение, сопоставимое по поэтическому, философскому осмыслению масштабу симфонии: тут и пугающий колокольный набат ударов судьбы, и звонкие бубенцы, возвещающие приход в мир нового человека, и радость венчального колокола, приходящая им на смену.

Вид на Ново-Иерусалимский монастырь, открывающийся из открытого зала фестиваля, станет живописным фоном, ювелирно дополняющим бесконечно прекрасную музыку и впечатления зрителей фестиваля «Лето. Музыка. Музей».

 

Раздел: