Юбилейный год Екатерины II в ГМЗ «Царицыно». Итоги

Аватар пользователя Анна

290-летие императрицы, благодаря которой появился дворцовый комплекс Царицына, стало для музея-заповедника центральной темой 2019 года.

Екатерина II купила понравившуюся ей местность у князей Кантемиров в 1775 году ивелела построить на ней загородную резиденцию. С этого началась драматичная история одного из самых романтических и загадочных мест Москвы. 290-летний юбилей императрицы, которая родилась 2 мая 1729 года, определил план выставочной и образовательной деятельности музея-заповедника «Царицыно» –2019. Этот план, которому была посвящена пресс-конференция, прошедшая в марте в Информационном центре правительства Москвы, по итогам оказался не только выполнен, но и перевыполнен.
–С марта по июнь в Большом дворце работала выставка «Скульптура А.М. Опекушина "Екатерина Великая”. От Думы до Царицына», посвященная одному из самых важных и известных экспонатов музея-заповедника «Царицыно». После закрытия экспозиции, которую посетили 125 тысяч человек, на ее основе была подготовлена баннерная выставка под открытым небом у центрального входа в парк. 

–Второй проект — новаяпостоянная экспозиция «Царицыно Екатерины II»– с апрелязнакомит посетителей с ярким 20-летним периодом строительства Царицына архитекторами В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, который определил дальнейшую историю этого места. В инновационном проекте помимо документов и артефактов применены редкие для музейных проектов медиаформаты: видео-инсталляции с привлечением известных актеров, 3D-реконструкции исчезнувшего Царицына Баженова и масштабные зрелищные панорамы, призванные погрузить посетителя в атмосферу «великой руины» Большого дворца и ее исторических метаморфоз. Выставка рассказывает не столько об архитектурном проекте, сколько о роли императрицы-заказчицы, человеческих взаимоотношениях, драмах, сопровождавших воплощение этого замысла. К настоящему моменту выставку посмотрели 210 тысяч посетителей.
Чтобы екатерининская эпоха стала ближе и понятней современному зрителю, «Царицыно» и журнал «Теория моды» запустили совместный лекционный курс, в рамках которого историки и искусствоведы рассказывают об одежде, обуви, прическах, парфюмерии екатерининского времени. Когда появились первые каблуки, что использовали вместо лака для волос, из чего делали духи — ответы на все эти вопросы помогают лучше понять быт и нравы XVIII века. 

– В мае открылась новая выставка «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно». В названии этого небольшого дворца сохранилась память о Екатерине II: она жила здесь в течение 15 лет в качестве жены наследника престола и отсюда начался ее путь к трону, когда в 1762 году она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор против мужа, а через день вернуться в сопровождении гвардейцев уже императрицей. В течение двух лет, что идет реконструкция Екатерининского корпуса в Петергофе, вся его коллекция, посвященная эпохе Александра I будет гостить в Большом царицынском дворце.Аудиогид по выставке, которую уже успели посмотреть 161 тысяча человек, озвучен Еленой Яковлевной Кальницкой, генеральным директором ГМЗ «Петергоф». Все время работы выставки в одном из ее залов проходят вечера «Петербургского салона» — концерты камерной музыки, встречи с историками, искусствоведами, журналистами и писателями.

– В июне произошло запланированное расширение экспозиции Детского музея. Новый зал «Дворцовые увеселения XVIII века»(к началу ноября 2019 года — 212 тысяч посетителей)рассказывает об основных развлечениях двора Екатерины II в загородной резиденции: фейерверках, театральных представлениях, охоте, поэтических упражнениях придворных, чтении, настольных играх. 
– Август был отмечен сразу двумя важными событиями. В Большом дворце открылась выставка «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения». До января 2020 года шедевры живописи и скульптуры, предоставленныедля нее Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей и другими музеями России, будут демонстрироваться в залах обновленной постоянной экспозиции «Екатерина II. Золотой век Российской империи». 
В параллельной программе к выставке музей запустил курс из 11 лекций. Ведущие историкирассказываюто важных событиях Екатерининской эпохи — от воцарения Екатерины II на российском престоле до Чесменском сражении между русским и турецким флотами в 1770 году,а кроме того, обсуждают истории, помогающие лучше раскрыть личность императрицы.

–Почти одновременно в Екатерининском залеоткрылась выставка одной картины — «Портрет Екатерины II с Георгиевской лентой» кисти Дмитрия Левицкого, — котораяс 1787 года украшает Посольский зал Президентского дворца в столице Мальты Валлетте и за это время ни разу не была в России. Специально к выставке мальтийские коллеги провели ее реставрацию. Совместно с Izi.travel был записан аудиогид с рассказом Людмилы Маркиной (ГТГ) о портрете. 
–В сентябре в Таврическом зале Большого дворца была установлена интерактивная инсталляция скульптора Дарьи Суровцевой «Трон гуманизма. Место величия». Автор посвятила свою работу эпохе русского просвещения, которое связывают с Екатериной II. В мае 2020 года инсталляция переместится из Большого дворца в парк, на площадку перед Оперным домом.Это пятый проект, реализованный в «Царицыне» в рамках юбилейного года.
 

 

Раздел: