Русский стиль

Аватар пользователя Анна

18-го октября во Всероссийском музее декоративно прикладного и народного искусства состоялось торжественное открытие выставки "Русский стиль. От историзма к модерну".

Сегодня, 20 октября постоянная выставка "Русский стиль. От историзма к модерну" откроется для посетителей.

Выставку открыли:
Первый заместитель министра культуры РФ Аристархов Владимир Владимирович
Директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства - Титова Елена Викторовна
Куратор выставки, научный сотрудник Третьяковской галереи - Элеонора Пастон
В современном музейном пространстве - в главном доме усадьбы Остерманов - развернута экспозиция, раскрывающая этапы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода "историзма" 1830-1870-х годов до "неорусского стиля" - существенной грани русского модерна (1880-1900-е годы).
В экспозиции представлены уникальные предметы русского искусства из коллекции музея: ткачество, вышивка, изделия из металла, дерева, керамики, выполненные мастерами Абрамцево и Талашкино, а так же других промыслов.

Среди наиболее ярких и значимых экспонатов экспозиции предметы изготовленные на Императорском стекольном заводе, предметы мебели по эскизам Елены Поленовой, работы Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Александра Головина, Николая Рериха и др.

"Русский стиль. От историзма к модерну" - это широкая панорама художественных направлений, течений и школ, которая сложилась в конце XIX - начале XX века в Европе и была связана с крупнейшим художественным стилем - модерн.
Задачей новой постоянной экспозиции является не только показ бесценных коллекций Всероссийского музея декоративно прикладного и народного искусства, но и раскрытие понятия "Русский стиль" в общеевропейском контексте.

Творчество русских художников, переосмысляющих национальные традиции, вызвало в Европе волну интереса к русской культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству. театру, моде. 
Обращение к истокам декоративно-прикладного искусства России и его творческое переосмысление - один из трендов современного российского общества и отечественного дизайна.

Первый зал экспозиции - "Народное искусство", в котором показаны предметы народного искусства из собрания Кустарного музея, обладавшего со времени его организации в 1885 году самой крупной в России коллекцией, представляющей традиционную народную культуру, занятия и быт крестьянства.

В зале "Историзм" представлены предметы, характеризующие первый этап развития Русского стиля.

Этот этап представлен, в том числе, и набором для напитков Императорского стекольного завода, выполненный по рисунку архитектора Ипполита Монигетти в 1870-е годы.

Наиболее явственно черты русского стиля проявляются с середины XIX века, во втором этапе развития "историзма", связанном с широким обращением к народной культуре. 

Основные достижения русского ювелирного искусства эпохи историзма принадлежат крупнейшим ювелирным производствам России, к которым по праву можно отнести фирму Павла Овчинникова.

Новый этап развития "русского стиля" лежит в русле эстетики национально-романтического направления стиля модерн.
Открывается этот этап деятельностью Абрамцевского художественного кружка, организованного Саввой Мамонтовым. В него входили живописцы Василий и Аполлинарий Васнецовы, Василий и Елена Поленоы, Константин Короин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Михаил Нестеров.

Изделия Абрамцевских мастерских, экспонируемые на ряде выставок в России, получили широкую известность и признание. На Всемирной выставке в Париже, в 1900 году, они были удостоены золотых и серебряных медалей.

Экспозиция Кустарного павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года, в возведенном и оормленном в национальном духе по эскизам Константина Коровина и Александра Головина, пользовалась большим успехом.

Объединяющим звеном центрального зала экспозиции стал майоликовый камин Михаила Врубеля "Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича"

Успехи художественного кружка в Абрамцеве вдохновили княгиню Марию Тенишеву на организацию не менее известного творческого объединения в ее имении Талашкино под Смоленском.

Деятельность Талашкинских мастерских в 1900-1910-е годы, которыми руководили Сергей Малютин и Александр Зиновьев уже целиком лежала в русле стиля модерн.

Завершающий зал посвящен деятельности Московского кустарного музея. В начале XX столетия он становится главным творческим и организующим центром, спообствовавшим охранению национальных традиций и продвигавшим на отечественном и мировом художественном рынках моду на русский стиль. 

Одним из главных объектов художественного проектирования были предметы мебели и небольшие деревянные изделия, выполненные преимущественно в неорусском стиле.

Безусловным творческим лидером среди художников Кустарного музея был Сергей Малютин. На выставке представлены выполненные по его проектам буфеты.
 

2017 год объявлен годом "Русского стиля" в рамках программы "Достояние России. Традиции для будущего" Всероссийского музея декоративно прикладного и народного искусства.

Так что берите детей, родных, знакомых и идите в музей.
Русская культура, народное искусство - новый тренд в современном мире.

 

 

 

 

Раздел: