"ZOOFELLINI\ Интернет и ТВ времен Римской империи", реж. Олег Леушин, Театр на Юго-Западе

Аватар пользователя Анна

Автор отзыва: 

В Театре на Юго-Западе поставили спектакль-какотопию. Слово редко употребляемое, синоним антиутопии, но к этому спектаклю подходит больше, на мой взгляд. Спектакль-памфлет. Спектакль-протест. Спектакль-провокация.
Спектакль, в котором немало страстей - актеры играют ярко и эмоционально, но который нужно воспринимать исключительно через разум. Это скорее мужской спектакль для и про мужчин, причем мужчин, обладающих властью, деньгами, возможностью влиять на массы посредством СМИ. Места для любви в спектакле нет, да и вообще первоначально действующие лица были только мужчины. Думаю, это могло быть очень жестким зрелищем, потому в процессе постановки были внесены поправки, женщины появились, возникла даже "Валерия" - как бы луч света, надежда. Однако для меня она осталась слишком робким лучом света, чтобы он был способен повлиять на мир мужчин.
Автор - Петр Гладилин - создал пьесу-обличение нравов, царящих в среде тех, кто имеют огромные деньги, стремятся к власти и создают масс-медиа, влияя на народные массы. В преддверии выборов - очень смелая постановка.
Этот текст выбрал для читки Валерий Романович Белякович. Ушел он буквально на следующий день после неё. Новый худрук театра Олег Леушин решил исполнить волю Беляковича и спектакль поставил, причем за рекордные 20 дней. Артисты блестяще справились со сложной задачей: текста много, текст злободневный, острый, насыщенный специфичными терминами, наполнить его своей энергией, пониманием, думаю, было непросто.

Действие происходит в Риме, главных героев зовут Гай Юлий Цезарь (Сергей Бородинов), Брут (Владимир Курцеба), Тарквиний (Денис Шалаев) и Лициний (Андрей Санников). Однако имена эти условны, как и место действия, ибо речь совсем не про исторические события многовековой давности, а про наше время великих информационных сражений, борьбы тв-каналов за аудиторию, власть и возможность формировать нужное мнение.

В спектакле немало аллюзий, которые понятны всем, кто смотрит телевизор, слушает ежедневные ток-шоу, сериалы, кто следит за новостями в интернете, кого стремятся оболванить, внушив людям перед экранами телевизоров и гаджетов то, что выгодно власть имущим. Огромные массы людей охотно верят всему, что вещают говорящие головы из телевизора или интернета, подменяя собственные мысли чужими.

Это не только российских граждан касается: создавать послушный электорат принято во всех странах мира, технологии воспитания удобных для управления людей видоизменяются в зависимости от прогресса и технических возможностей, но во все времена создавались охотно правителями и серыми кардиналами. Недаром политики изучают психологию толпы. Как волна состоит из капель воды и действует по своим законам, так и толпа состоит из отдельных личностей и действует по своим законам.

В спектакле говорится о том, что массовое искусство зачастую подчинено нравам и запросам потребителя, прививает низкий вкус, обращается к темным проявлениям в человеке. Пошлость, порочность, алчность, низменные интересы культивируются в телевизионных программах, сериалах, т.к. именно на это клюют многие люди, которым в затуманенный мозг впаривают рекламу, потребители платят деньги, принося доходы магнатам-депутатам. В спектакле это называется словом "онавоживание".

Жуткий момент описан в спектакле: Цезарю сообщают, что по конкурирующему тв-каналу показывают козу, делая её популярной и любимой героиней тв-экранов, затем идет пропаганда скотоложства, которое тут же узаконивают депутаты, а там и свадьба с козой не за горами. Страшная фантасмагория, вызывающая отвращение, но, по сути, нечто похожее происходит на телевидении в течение многих лет. Пусть эта история придуманная, возможная только в фантазиях или во сне, но тенденция подсмотрена точно, пусть и уходит за грань человеческой нравственности.

История о том, какие люди и какими способами управляют нашим сознанием, ставит вопрос перед зрителем, способен ли он не поддаваться умелым манипуляциям, жить своим умом, не подменяя его чужим, сможет ли он сохранить собственное сознание в мире, подвластном деньгам, противостоять желанию управлять его решениями, выбором.

Спектакль идет без антракта примерно 2 часа. В какие-то моменты казалось, что информации слишком много, и так понятно, что происходит, от большего количества сказанного ничего не изменится, многовато негатива, пошлости, пьеса перегружена фантазиями, действие уже превращается в то, против чего высказываются авторы.

Цель драматургии - развитие и изменения в персонаже - не достигнута, никто не изменился, на мой взгляд. Финал получился невнятным после такого яркого высказывания. Этот показ был не первым, те, кто уже видел этот спектакль, отмечали, что он изменился, значит, процесс работы над ним ещё не закончен и возможна новая редакция с какими-то доработками.

Смотреть спектакль интересно благодаря актерским работам. Все артисты отработали на максимуме своих возможностей. Практически не уходил со сцены Сергей Бородинов, эмоционально, не отстраняясь от личности героя, вывел действие самоотверженно на высоту человеческой трагедии - практически Данко с вырванным сердцем, освещающим дорогу идущим с ним рядом, хотя его персонаж совсем не геройского плана. Актерская отдача Бородинова задает высокую планку остальным артистам, они так же самоотверженно проигрывают сложную историю взаимоотношений между героями.

Художник по костюмам Ольга Иванова создала костюмы, напоминающие спортивную форму для регби, спорта жесткого контакта, игрового, командного, но включающего в себя элементы противоборств. Не расслабишься. 

Пластика и хореография демонстрируют роботов, которые действуют по заданной схеме, дополняя замысел авторов спектакля.

Талантливая работа художника по свету Вячеслава Климова создает атмосферу хаоса, лучи света в дыму нагнетают тревогу.


Михаил Коротков подобрал точную музыку к спектаклю.

Худрук постановки Олег Леушин вместе с Петром Гладилиным сделали острое высказывание красивым: хореографические номера сглаживают отвратительный смысл действий персонажей, радуют глаз и позволяют отдохнуть от сложной текстовой информации.

Небольшой фрагмент спектакля.

На пресс-конференции высказывалась мысль, что его нужно показывать школьникам, но это спектакль 18+, никак не ниже. На просмотре был представитель церкви, отозвался очень высоко.
Школьникам смотреть его рано хотя бы по причине разговора о зоофилии, а вот их родителям - в самый раз. Спектакль для людей думающих.

Видео с сайта театра:

Фрагмент пресс-конференции, музыкальная импровизация.
 

Фотографии с пресс-конференции:


За приглашение на пресс-показ спектакля благодарю сообщество moscultura и ehidna_mau, спасибо Ане , пресс-службе Театра на Юго-Западе.

Раздел: