Ганди молчал по субботам

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Виктория Корлякова

Странное чувство у меня оставил спектакль "Ганди молчал по субботам", премьера которого прошла в театре "У Никитских ворот". Этакая взрослая сказка о подростковом максимализме и обострённом чувстве справедливости.

Ну вот смотрите. Папа хочет бросить семью и уходит к секретарше. А сын, то ли чтобы отомстить, то ли действительно ему жалко грязную вонючую бомжиху из перехода, но он приводит её в дом? Как бы поступил нормальный родитель? Он бы выгнал её из дома, а с ребёнком провёл лекцию о заболеваниях, которые могут подхватить все жильцы. Но здесь происходит ровно наоборот. Со скандалом, но бомжиху оставляют жить, причём Мот (Александр Панин) кладёт её на свою кровать. Дальше больше. Он кладёт её на кровать своих родителей. Причём не отмыть, ни приучить её к элементарной гигиене её так и не удаётся. Там ещё с головой большие проблемы.

02. Мот - Александр Панин

Бомжиха Лиза (Виктория Корлякова) практически не говорит и произносит только одну фразу: "Ганди молчал по субботам". Больше в спектакле Ганди никак не фигурирует. В конце мы узнаём, что когда-то у неё украли ребёнка и от этого у неё поехала "крыша". Остался только плюшевый мишка, которого она везде таскает с собой. Она уходит в конце из дома и поселяется вновь в переходе и отказывается возвращаться. "Взрыв", где на какой-то короткий момент времени к ней почти возвращается рассудок и она рассказывает, что у неё украли ребёнка когда-то сыгран актрисой очень мощно. В конце концов Лизу вернули в дом, где она тихо и скончалась в обнимку с мишкой.

03. Лиза - Виктория Корлякова, Мот - Александр Панин

Из вот этой вот сказки я бы выделил настоящую трагедию, где сестра Мота Катя (Линда Лапиньш), блестящая танцор, оптимист, мечтающая уехать на чемпионат в Мексику, внезапно оказывается больна. По ходу пьесы не говорится чем она заболела, но понятно, что у неё рак и танцевать она уже не может. И вот это признание сидя на стуле с сигаретой гораздо острее, чем переживание за бомжиху. Финал для Кати так и остался открытым, вылечилась ли она или умерла, каждый должен решить для себя сам. Кстати, драматург Анастасия Букреева, которая написала эту пьесу, на обсуждении после спектакля сказала, что по пьесе Катя вылечилась, но в спектакле она изменила концовку на непонятную, так как это драма.

04. Мот - Александр Панин, Катя - Линда Лапиньш

Это практически моноспектакль, где восемьдесят процентов повествования идёт от лица Мота. И это очень хорошая актёрская работа Александра Панина. Держать зал весь спектакль очень сложно.

05.

А вот решение сделать Папу (Денис Юченков), Маму (Вера Десницкая), Психолога (Юрий Шайхисламов) и Деда (Владимир Пискунов) персонажами, проецируемыми на фигуры мне показалось весьма спорным. Приходя в театр я хочу видеть живую игру актёра, а не запись. Кино я и в кинотеатре посмотрю. Мне нужны живые настоящие эмоции. Ведь каждый спектакль не похож на другой. А здесь мы видим записанные проекции персонажей. Да, театр "У Никитских ворот" любит смелые эксперименты. Но вот это как-то не очень. Театр - это жизнь, а мы видим запись.

06.

Ассоциация с метро, где каждая станция - новый поворот судьбы и экскурс в некоторую историю и цифры Москвы мне показалась местами спорной, но интересной. Хотя можно и застрять ведь на одной станции на всю жизнь, как это случилось с бомжихой Лизой.

07.

По музыке я вообще не понял. Если это спектакль о современности, то причём здесь саундтреки "Кино" "Пачка сигарет" и "Мама мы все тяжело больны"? Можно взять песни Земфиры, например, или ещё ближе к молодёжи, допустим Басты. Тем более, что кличка главного героя Мот. А Мот сейчас суперпопулярный исполнитель, так взяли бы его песни.

08.

Подытоживая вышесказанное хочу отметить, что спектакль спорный, спектакль неоднозначный, кому-то он понравится, кому-то нет. Но то, что его будут долго обсуждать при выходе из зала, это факт.

09.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16. Анастасия Букреева - автор пьесы

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: